Конспект занятия "Игра с куклой Таней" (в рамках проекта "Мои первые стихи" -по стихам Агнии Барто из цикла "Игрушки")
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Денисова Ольга Вячеславовна

Данное занятие позволяет решить комплекс задач коррекции речи детей 3-4 лет с ТНР: совершенствовать понимание речи, активизировать речевую активность, развивать фонематическое восприятие. И всё это решить в форме игры и активной детской деятельности с применением эффективных приёмов коррекции речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no_1_igra_s_kukloy_taney.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Игрушки».

Проект «Мои первые стихи».

Занятие № 1

Вид занятия: комплексное.

Тема: Игра с куклой Таней.

Задачи: Совершенствовать понимание речи: выполнять 1-3 ступенчатые инструкции (позови; успокой; достань, вытри и отдай т.д.); понимать вопросы по содержанию прочитанного стихотворения. Стимулировать речевую активность детей с ТНР. Учить называть игрушки целым словом. Продолжать учить  первым формам связного высказывания: отвечать на вопросы в ходе диалога и по прочитанному стихотворению; заучивать короткое стихотворение А. Барто «Мячик» совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание). Продолжать учить употреблять в речи 2-3-х составные предложения (Таня идёт. Таня, иди сюда. Танечка, не плачь. Таня, на, мяч! Тише, Танечка, не плачь.) и задавать вопрос (Почему ты плачешь?). Учить  воспроизводить ритмический рисунок слов  (одновременное послоговое проговаривание и отхлопывание). Вызывать речевое подражание на материале гласного звука «А» («Таня плачет: а-а-а»; закреплять правильное речевое  дыхание (выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) на материале данного гласного звука «А». Упражнять в изменении силы голоса: петь гласный звук громко. Развивать фонематическое восприятие: договаривать последнее слово в стихотворной строке в рифму, формировать умение слышать речевую интонацию и воспроизводить её. Формировать способность делать простейшее обобщение «игрушки». Обогатить детей новыми сведениями об объекте в процессе использования новых способов действия  с ним (мяч подбрасывают и ловят; резиновый мяч в воде не тонет). Воспитывать желание оказать помощь.

Предварительная работа: знакомство со стихотворением А. Барто «Мячик» в совместной деятельности воспитателя с детьми. Беседа воспитателя с детьми об игрушках в ходе игровой детской деятельности (название игрушек, обобщающее понятие «игрушки»), о бережном отношении к игрушкам, разнообразии действий с ними.

Материал: книга А. Барто «Игрушки» с изображением игрушек на обложке книги; иллюстрации в книге с изображением игрушек: мяча, мишки, зайки, слона, бычка, самолёта; стулья по количеству детей; шагающая кукла большого размера; фонограмма детского плача с гласным: аааа; большой таз с водой, полотенце, резиновый  мяч.

Словарь.

Существительные: полка, книга; мяч, мишка, зайка, слон, бычок, самолёт, игрушки, резина, вода, Таня, речка.

Глаголы: стоять, идти, жить, смотреть, звать, успокоить, плакать, ронять, тонуть, играть, брать, достать, тереть, отдать, сказать.

Наречия: тихо, громко, сюда, вверх, почему.

Прилагательные: красивый, резиновый, красный, круглый, любимый.

Местоимения: ты, наш, он.

Частица: не

Междометие: на

Звукоподражание: АААА.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Говорящие дети дают образец ответа. Неговорящие дети выполняют практические задания, повторяют слова за логопедом и детьми, договаривают начатые фразы. Гиперактивные и пассивные дети сидят рядом с педагогом на расстоянии вытянутой руки.

Ход занятия.

1.Организационная часть. Мотивация детской деятельности.

Дети рассаживаются на стульчики. Перед ними на столе стоит полка. На полке вертикально размещена книга А. Барто с изображением игрушек  на обложке.

Логопед:

-На полке книжечка стоит.                         показывает на полку

Очень красивая на вид.                         показывает рукой на обложку

Тихонько к книге подойду,                        на носочках подходит к книге

Кто живёт в ней? Посмотрю!                таинственно открывает книгу

2.Основная часть.

Повторяющий этап работы

Логопед переворачивает страницы и спрашивает: - Кто это? А это что? …

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Мяч (мишка, зайка, слон, бычок, самолёт…)

Приёмы работы. Логопед привлекает детей к одновременному послоговому проговариванию и отхлопыванию  слов (можно предложить оттопывание слогов ногами или  соединение пальцев руки с большим пальцем на каждый слог).

Логопед обобщает ответы: - Мяч, мишка, зайка, слон, бычок, самолёт… – кто это живёт в книге?

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Игрушки.

Обучающий этап работы

Логопед незаметно включает фонограмму детского плача. В книге раздаётся плач.

Логопед заглядывает в книгу: - Ой, кто-то плачет. Мы кого-то ещё забыли.  Это Таня! Иди сюда! Не идёт! Давайте вместе позовём.

Дети хором и индивидуально зовут: - Таня, иди сюда!

Открывается страница и из-за  книги появляется кукла Таня.

Логопед ведёт куклу по полу и радостно говорит: Таня идёт! Что делает Таня?

Хоровые и индивидуальные ответы детей: - Таня идёт!

Логопед: - Давайте её успокоим: -  Танечка, не плачь!

Логопед подносит куклу Таню к детям по очереди, предлагает погладить и успокоить.

Дети хором и индивидуально успокаивают: - Танечка, не плачь!

Логопед: - Ребята, давайте спросим Таню: -  Почему ты плачешь?

Дети хором и индивидуально спрашивают: - Почему ты плачешь?

Логопед ставит перед Таней таз с водой, в ней плавает мяч. И начинает рассказ от лица Тани.

Таня показывает рукой на мячик в тазу: - У меня есть любимая игрушка – мячик. Он по цвету красный, по форме круглый. Я играла с мячом. Подброшу, поймаю, подброшу и поймаю. А один раз я подбросила мяч и не поймала. Я уронила в речку мячик! АААА!

Логопед читает стихотворение А. Барто «Мячик»:  

-Наша Таня громко плачет,         утвердительно

Уронила в речку мячик.                с сожалением

Тише, Танечка, не плачь!                 ласково

Не утонет в речке мяч!                утвердительно

Логопед задаёт вопросы по содержанию стихотворения: Ребята,

- Какая у Тани любимая игрушка? (мяч)

- Мяч какой по цвету? (красный)

- Мяч какой по форме? (круглый)

- Что случилось с Таней? (уронила мячик)

- Куда упал мячик? (в речку)

- Что делает Таня? (плачет)

- Как Таня плачет? (громко)

Логопед: - И я попробую поплакать, как Таня. Сяду прямо, сделаю носом вдох, открою широко рот и плавно выдохну: А-а-а. Получилось! Покажите и вы, как Таня громко плачет. Вдох, отройте рот и выдох: - А-а-а.

Дети имитируют плач на материале гласного звука «А».

Логопед: - Что скажем Тане?

Дети: Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч.

Логопед достаёт мяч из таза, вытирает его полотенцем и отдаёт Тане: - Таня, на, мяч, не плачь! Он не утонет. Он резиновый.

Таня: - Спасибо! Я не буду больше плакать. Я вернусь к своим друзьям в книжку и рассажу, как вы мне помогли.

Кукла Таня уходит. Дети прощаются.

Закрепляющий этап работы

Создание игровой ситуации по содержанию стихотворения и проигрывание её 2-3 раза.

Логопед приглашает одного ребёнка пройти к тазу с водой: - А сейчас мы поиграем в Таню. Ты будешь Таня. Бери, Таня, мяч. Поиграй с ним.

Логопед называет действия ребёнка, а он выполняет: - У Тани был мяч красный, круглый. Играет Таня мячом, подбрасывает его вверх и ловит. И вдруг уронила мяч в воду. Таня закрыла лицо ладошками и плачет. Покажи, как Таня плачет.

Ребёнок имитирует плач: -А-а-а!

Логопед: - А мы все вместе расскажем про Таню.

Хоровое прочтение стихотворения всеми детьми напевно по слогам с опорой на ритмичное отхлопывание каждого слога ладонями по коленям:  

-На-ша Та-ня гром-ко пла-чет,         утвердительно

У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик.        с сожалением

Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь!         ласково

Не у-то-нет в реч-ке мяч!                утвердительно

Логопед приглашает другого ребёнка: - Иди, достань мяч из воды, вытри его, отдай Тане  и скажи: - На, Таня, мяч. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. Он резиновый.

3.Заключительная часть.

Рефлексия детской деятельности.

Логопед: - Что случилось с Таней? Кто помог? Почему мяч не утонул?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Мои первые стихи» по творчеству Агнии Барто (вторая младшая группа)

Педагогический проект на тему "Мои первые стихи" по творчеству Агнии Барто (вторая младшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по стихотворению Агнии Барто "Мишка"

Занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по стихотворению Агнии Барто "Мишка". Цель этого занятия вызвать положительное эмоциональное отношение к окружающим. Задача...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы Знакомство с произведениями Агнии Барто

Конспекторганизованной образовательной деятельностидля детей второй младшей группыЗнакомство с произведениями Агнии Барто...

План-конспект ООД "Купание куклы Тани"

Воспитывать культурно- гигиенические навыки;формировать умение детей называть названия предметов. действий; познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь,развивать внимание, на...

Конспект ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем» Старшая группа.

Конспект ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем»Старшая группа....

Презентация к конспекту ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем» Старшая группа.

Презентация к конспекту ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем» Старшая группа....

Образовательный проект "Мои первые игрушки" по произведениям Агнии Барто.

Образовательный проект "Мои первые игрушки" по произведениям А. Л. Барто предназначен для детей раннего возраста и рассчитан на 5 недель....