Профилактика оптической дисграфии у дошкольников посредством игровых технологий
статья по логопедии

Курганова Марина Юрьевна

В материале «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников посредством игровых технологий» раскрыты причины оптической дисграфии и дислексии, представлены приёмы коррекционно - профилактической работы в данном направлении, описаны игры и упражнения по пропедевтике нарушений письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дислексии и дисграфии посредством игровых технологий

Актуальность данной темы объясняется всё возрастающим количеством дислексий и дисграфий у младших школьников. Особенно значимой становится эта тема в направлении преемственности дошкольного и школьного образования.

Цель педагогического опыта: качественно подготовить детей с нарушениями речи к овладению письмом и чтением без оптических ошибок.

Как  логопед  дошкольного  учреждения  считаю  своей  основной задачей  помочь  будущим  школьникам  преодолеть  возникающие трудности  при  обучении  грамоте.  В  дальнейшем  это  им  поможет легче  справиться  с  азами  школьной  программы  и  избежать  таких нарушений  письменной  речи,  как  дисграфия  и  дислексия.  Истоки этих  нарушений  берут  начало  в  дошкольном  возрасте,  так  как именно  в  этот  период  формируются  необходимые  для  письменной речи  процессы.  Между  тем,  дети,  с  которыми  не  была  проведена профилактическая  работа,  а  предрасположенность  к  названным нарушениям  имеется,  к  концу  первого  класса  сталкиваются  с трудностями  усвоения  букв  и  цифр.  Как следствие  –  во  втором  классе  выявляются стойкие ошибки на письме и при чтении.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в применении игровых приёмов, направленных на развитие процессов: зрительного внимания, зрительной памяти, пространственных представлений и зрительно- моторных координаций. Игровая  форма  подачи  способствует повышению  активности  детей, мотивирует их деятельность.

Перед началом работы в данном направлении необходимо провести диагностическое исследование для выявления степени нарушения у детей.

Коррекционную работу условно можно разделить  на два блока:

Первый блок – добуквенный (работа с предметами, изображениями, схемами). Преимущественно используется в старшей группе.

- Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия (сравнение предметов, выделение картинок подходящих к определенной лексической теме, выделение фигур из множества геометрических фигур, узнать предмет по контуру изображения, найти отличия на картинках, узнать зашумлённые предметы, найти лишний предмет, что неправильно нарисовал художник, распределить предметы по величине и т.д)

-  Развитие зрительной памяти (запомнить расположение предметов восстановить порядок расположения по памяти; запомнить расположение картинок «Что изменилось?»; запомнить 4-5 картинок и найти их среди других; восстановить пары картинок и т.д)

- Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве (назвать и показать верхние затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала перед зеркалом потом по памяти; назвать что выше (ниже) всего; выполнять движения только в направлении вперёд (назад); стоя на одном месте назвать предметы которые расположены далеко (близко, высоко, низко); выполнять команды логопеда (один шаг назад, вправо, влево); нарисовать фигуру на листе бумаги в центре , в правом верхнем углу; использовать в речи предлоги; использовать в речи противоположные понятия антонимы и т.д)

- Развитие зрительно - моторных координаций (проведение линий; обводка плоских фигур; раскрашивание картинок внутри контура; рисование по образцу, дорисовывание узора; штриховка в различных направлениях и т.д).

Второй блок – буквенный (работа с буквами и их элементами). Преимущественно используется в подготовительной к школе группе.

- Знакомство с буквой

- Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв

- Закрепление образа буквы

- Дифференциация смешиваемых букв

- Игры с буквами (буквенная шнуровка, написать букву или стереть мокрым пальцем, закодированные буквы, раскрашивание зашумленного контура буквы, дорисовывание недостающих частей, рисование и письмо на манной крупе и т.д).

Таким образом проведя итоговую диагностику,  можно сделать вывод о том, что применение игровых приёмов и системная работа над развитием основных зрительных функций повысила эффективность коррекционно-профилактической работы по предупреждению оптических ошибок, а следовательно таких серьёзных нарушений как оптическая дислексия и дисграфия. Игровые приёмы в коррекционно – профилактической работе создают благоприятное условие для дальнейшего обучения детей.

Приложение: 

  1. Выработка  концентрации  и  способности  к

переключению  зрительного  внимания,  развитие  зрительного

восприятия.

1.Привлечь внимание к окружающим предметам.

2. Сравнение предметов (игрушек, муляжей).

3.  Выделение  картинок,  подходящих  к  определённой  лексической

теме.

4.  Выделить  фигуру  из  множества  заданных  геометрических

фигур.

5.  Соотнести  геометрические  фигуры  верхнего  ряда  с

геометрическими фигурами нижнего ряда.

6. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

7. Узнать предмет по контурному изображению.

8. Соотнести предметы с их черными силуэтами.

9.  Соотнести  предметы  с  их  цветными  силуэтами  (  на  светлом  и

тёмном фоне).

10. Найти различия в двух предметных картинках.

11. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

12. Узнай зашумлённые предметы.

13.  Найти  лишний  предмет,  который  не  соответствует  по  своему

расположению остальным.

14.  Найти  одинаковые  предметы,  объекты  (полоски  из  двух

разноцветных частей).

15. Назвать недорисованные изображения предметов.

16. Определить, что неправильно нарисовал художник.

17. Определить, что забыл нарисовать художник.

18.  Найти  и  различить  предметы  в  затруднённом  для  восприятия

виде.

19. Найти спрятанные в рисунках предметы.

20.  Найти  и  соотнести  предмет  с  геометрической  фигурой.  Игра

«Геометрическое лото».

21.  Синтезировать  реальные  изображения  предметов  (разрезные

картинки, пазлы, «заплатки»).

22. Угадать предметы по отдельным деталям.

23.  Распределить  изображённые  предметы  по  величине  (при  их

реальных соотношениях величин предметов).

24.Распределить  изображения  предметов  по  их  реальной  величине

(одинаковые  изображения  предметов,  реально  отличающихся  по

величине).

25. «Лабиринты».

2)Развитие зрительной памяти

1.  Запомнить  расположение  предметов,  восстановить  порядок

расположения по памяти. Игра «Чего не стало»(5-6 игрушек).

2. Запомнить расположение картинок. Игра «Что изменилось?»

3. Запомнить 4-5 картинок, затем найти их среди других 8-10.

4.  Запомнить  расположение  и  цвет  геометрических  фигур,

воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.

5. Восстановить пары картинок.

6. Сравнить две картинки и найти их отличия.

7.  Запомнить  расположение  палочек  (спичек)  в  течение  нескольких

секунд,  затем  восстановить  порядок  их  расположения  на  столе

(палочки  расположены  хаотично  или  из  них  выложены

геометрические фигуры).

3)Развитие пространственных представлений.

1. Назвать и показать  верхние, затем нижние части тела на  рисунке,

а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.

2. Назвать, что выше (ниже) всего.

3.  Показать  и  назвать  действия,  которые  можно  совершать

верхними частями

тела  (повороты,  наклоны  головы,  махи  руками,  вращение  туловища

и т.д.).

4.  Показать  и  назвать  действия,  которые  можно  совершать

нижними частями тела

(приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).

5.  Назвать  и  показать  части  тела,  которые  находятся  спереди

(сзади).

6.  Выполнить  движения  только  в  направлении  вперёд  (ходьба,

прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).

7.  Выполнить  движения,  только  в  направлении  назад  (ходьба,

прыжки, откидывание головы и т.д.).

8. Назвать и показать правые и левые части тела.

9.  Выполнить  движения  только  в  направлении  направо  (махи

руками, ногами, наклоны головы и т.д.).

10. Выполнить движения только в направлении налево.

11.  Предложить  ребёнку  дотронуться  правой  рукой  до  левого

колена, левой рукой до правого уха и т.п.

12.  Назвать  как  можно  больше  предметов,  которые  находятся

справа (слева),

спереди (сзади).

13.  Стоя  на  одном  месте,  назвать  предметы,  которые  расположены

высоко (низко), далеко (близко).

14. Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три

направо, один назад и другие.

15.  Определить  стороны  и  части  предметов  ближайшего

окружения: «В тумбочке одна полка верхняя, а другая нижняя».

15.  Предложить  ребёнку  нарисовать  на  листе  бумаги

геометрические  фигуры:  в  центре  листа  –  круг,  в  верхнем  правом

углу  –  квадрат,  в  верхнем  левом  углу  –  овал,  в  нижнем  правом  углу– прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.

16.  Предложить  ребёнку  провести  на  листе  бумаги  дорожку  от

одного предмета к другому.

17.  Предложить  ребёнку  закончить  строчку  по  образцу  (ребёнок

работает на листе бумаги в крупную клетку).

18.  Пространственные  слуховые  диктанты:  передвижение  фигур  по

квадратам, рисование по клеткам.

19.  Использовать  в  речи  предлоги:  перед,  за,  между,  после,  около,

рядом, на, под, над, в.

20. Использовать противоположные понятия (антонимы).

21. Составлять схемы пути и передвигаться в соответствии с ними.

22.  Составлять  планы  пространства,  располагать  и  находить

предметы, ориентируясь по плану.

4)Развитие зрительно-моторных координаций.

1.  Проведение  линий  (непрерывных,  пунктирных,  волнистых)  от

заданного начала к заданному концу.

2.  Проведение  линий  по  заданному  контуру,  обозначенному

точками, штрихами.

3. Обводка плоских фигур.

4.Раскрашивание  картинок  внутри  контура  с  применением

шаблона.

5. Дорисовывание второй половины рисунка.

6. Рисование по образцу, без отрыва карандаша от бумаги.

7. Дорисовывание узора.

8.  Воспроизведение  изображений  (букв,  цифр,  фигур)  по  зрительно

воспринимаемому образцу.

9.  Работа  в  тетрадях  в  крупную  клетку  –  рисование  по  клеткам,

графические диктанты.

10. Штриховка в различных направлениях.

11.Рисование предметов в тетрадях в линейку.

12. Печатание слов (на основе сформированного звуко - буквенного

анализа).

5)Закрепление  зрительного  образа  и

дифференциация схожих букв.

1. Узнать и назвать букву.

2. Соотнести букву с каким-либо схожим по форме предметом.

3.  Вырезать  букву,  выложить  из  мозаики,  из  палочек,  из  проволоки,

ниток и другие приёмы.

4. Найти букву в печатном тексте.

5. Найти букву среди графически сходных букв.

6. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

7. Определить правильно и неправильно написанные буквы.

8.  Назвать  или  записать  буквы,  перечёркнутые  дополнительными

линиями.

9. Назвать буквы, наложенные друг на друга.

10. Узнать буквы по их зеркальному отображению.

11.  Показать  правильную  букву  среди  пар  букв,  правильно  и

зеркально изображённых.

12. Собрать букву из элементов.

13. Реконструировать букву, убавляя или добавляя элементы.

14.  Сравнение  сходных  букв,  отличающихся  одним  элементом,

букв  состоящих  из  и  одинаковых  элементов,  но  различно

расположенных в пространстве.

15. Узнать недописанные буквы и слова.

6)Рисование и письмо по манной крупе.

Нарисуй  тропинку.  Цель:  отрабатывать  навык  движения  руки

слева направо, освоение рисования по манной крупе.

Нарисуй волны. Цель: отрабатывать плавность движений.

Покажи  «дорожку»  воробья.  Цель:  отрабатывать  навык

удерживать  пальцы  руки  щепотью,  вырабатывать  направление

движения руки при письме слева – направо.

Нарисуй  на  поле  цветочки.  Цель:  отрабатывать  навык

удерживать  пальцы  руки  щепотью,  развивать  умение

копировать рисунок по образцу.

Срисуй  грибочек.  Цель:  развивать  умение  копировать  рисунок  по

образцу.

Нарисуй  вторую  половину  сердечка.  Цель:  развивать  зрительно  –

моторные координации.

Нарисуй  отражение  лебедя  в  озере.  Цель:  развивать  глазомер,

плавность движений руки.

Нарисуй  ёлочку  из  треугольников  указательными  пальцами  двух

рук  одновременно.  Цель:  развивать  координацию  движений

рук, межполушарные взаимодействия.

Срисуй  узор  –  «заборчик».  Цель:  развивать  умение  копировать

узор.

Запомни,  как  я  рисую  фигуру.  Нарисуй  так  же.  Цель:  развивать

зрительную память.

Напиши  букву  по  образцу.  Цель:  закрепить  образ  буквы  на

письме.

Посмотри на картинку. Найди первый звук и напиши букву. Цель:

развивать звуковой анализ, закреплять умение написания букв.

Среди  нескольких  картинок  найди  слово,  в  котором  есть  звук  М.

Напиши  первую  букву.  Цель:  развивать  звуковой  анализ,

закреплять умение написания букв.

7)Игры со словами.

Игра «Волшебные слова»

Цели игры:

развитие  зрительного  восприятия,  внимания,  памяти,

наблюдательности; развитие  умения  ориентироваться  на  листе  бумаги,  узнавать видоизменённые  буквы;  закрепить  умение  чтения  слов;

тренировать  в  составлении  предложений  по  ситуационной  картине,

развивать диалогическую речь.

Описание игры.

Вариант 1. «Неугомонный дятел».

На  листе  формата  А3  изображены  объёмные  деревянные  буквы,

в нескольких местах как будто отломлены.

«Неугомонный  дятел  летает  по  лесу  с  дерева  на  дерево.  Долбит

своим  крепким  клювом  кору  и  ствол,  достаёт  жучков.  Какое      дерево сейчас  «  лечит»  дятел?  Прочитай  слово.  Составь  предложение  по картинке».

(Дуб. Дятел долбит дуб и ищет жучков).

Вариант 2. «Что ест Бурёнка?»

На листе формата А 3 изображены буквы из травы, в нескольких

местах как будто оторваны. Рядом стоит корова.

«Вышла корова погулять, поискать чего – то вкусного. Прочитай

слово  и  узнаешь,  какое  у  Бурёнки  самое  любимое  лакомство.

Составь предложение».

(Трава. Бурёнка лакомится свежей травой).

Вариант 3. «Голодные воришки»

Слово  сушки  составлено  из  букв,  похожих  на  объеденные

сушки. На буквах сидят мыши.

«Голодные мышки что – то нашли в кухонном  шкафу. Прочитай

слово, пока они его не доели. Составь предложение».

(Сушки. Две мышки грызут сушки).

Вариант 4. «Оттепель»

На  листе  формата  А  3  изображение  таящего  снеговика  и  слово

из снежных букв – весна.

«Дети  построили  из  снега  слово  и  снеговика.  Но  вот  наступила

оттепель,  и  всё  стало  таять.  Прочитайте  слово.  Составьте

предложение».

(Весна. От тепла тают снеговик и слово из снега).

Вариант 5. «Русалочка в беде»

На листе формата А 3 изображение Русалочки и слово на песке –

ракушка.

«Русалочка потеряла голос и не может прочитать слово на песке.

Давай прочитаем  слово, пока его не смыло  водой.  Иначе, русалочка

не сможет говорить. Составь предложение».

(Ракушка. Русалочка сидит на берегу моря).

Вариант 6. «Карандаш и резинка»

На  листе  формата  А  3  изображено  слово  со  стёртыми  частями

букв.  «Весёлая  резинка  пробежала  по  слову  и  нечаянно  испортила

слово.  Давай  прочитаем  слово  –  поправим  слово.  Составь  с  этим

словом предложение».

(Карандаш. Карандашом можно написать слово.)

Литература:

  1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Уч. пособие СПБ 1998
  2. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Пособие для родителей и педагогов. 1998
  3. Волкова Л.С., Лалаева  Р.И. Нарушения письменной речи 2009
  4. Хватцев Е. М. Логопедия, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...