Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Герасимова Мария Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Апрель207.68 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель

В апреле  мы изучаем:

  1. «»Книжкина неделя» (все профессии важны)
  2. «Космическое путешествие»
  3. «Земля и её обитатели» (мир природы/ мир людей) (Животные жарких стран и холодных)
  4. «Земля и её обитатели» (мир природы/ мир людей) (Школьные принадлежности)

Тема недели: Книжкина неделя» (Все профессии важны)

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- рассказать  ребенку  о  людях  различных  профессий, об  их  деятельности;

- обратить  внимание  ребенка  на  предметы, необходимые  людям  разных  профессий;

- выполнить  следующие  упражнения.                                                                                             1. «Назови  профессию». Назови  профессию  человека, который выполняет  эту  работу.

Рыбу  ловит (кто?) …                   Пчел  разводит …

Землю  копает  …                         Лес  рубит …

Трубы  чистит …                          Коров  доит …

Печь  кладет …                             За  конями  ухаживает …

Чинит  часы …                             Лечит  животных …

2. «Что  кому  нужно?». Дай  полный  ответ  на  вопросы.                                                    Например: Кому  нужен  автомобиль? – Автомобиль  нужен  водителю.           

Кому  нужен  микрофон? …        Кому  нужна  кисть? …

Кому  нужны  кирпичи? …         Кому  нужны  весы? …

Кому  нужен  велосипед? …       Кому  нужна  дрель? …

3. «Раздели  на  слоги». При  помощи  хлопков  определи, какое  из  этих  слов  самое  короткое в строке (подчеркни  его).

Воспитатель, продавец, повар, водитель.

Носильщик, крановщик, маляр, учитель.

Врач, грузчик, ветеринар, строитель.

 4. «Измени  словечко». В  этом  упражнении  названы  профессии  так, как  если  бы  это  были  названия  профессии  мужчины. Тебе  нужно  назвать  такую  же  женскую  профессию.

Например: ткач – ткачиха.

Певец - …,  художник - …, спортсмен - …, портной - …, продавец - …, актер - …

 5. «Кто  что  делает?». Составь  предложение  из  трех  слов  о  каждой  профессии, люди  которой  изображены  на  рисунке, чтобы  было  ясно, чем  они  занимаются.

Например: Доктор  лечит  людей.

6. «Четвертый лишний». Послушай слова. Выдели лишнее слово (зачеркни) и объясни, почему оно лишнее.

Шофер, машина, пожарный, милиционер.

Пилит, лечит, стругает, сверлит.

Подметает, расчищает, убирает, варит.

Ножницы, расческа, шампунь, бинт.

Отрезает, взвешивает, подстригает, упаковывает.

Градусник, шприц, врач, вата.

7. Со  слов  ребенка  запишите  рассказ «Профессия моей мечты» по плану:

  • Что  это  за  профессия?              
  • Носят  ли  люди данной  профессии форменную  одежду? Какую?      
  • Назови  все, что  необходимое  людям этой  профессии.                            
  • Мужска, женская  или  общая  это  профессия?
  • С  кем  или  с  чем  работают  эти  люди?
  • Чем  они  занимаются  на  работе?

Тема недели: «Космическое путешествие»

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

- рассказать  ребенку  о  первом  космонавте – Ю. Гагарине и о первой женщине космонавтке – В. Терешковой.

- рассмотреть  иллюстрации  в  книгах  с  изображением  космоса, космонавтов  и  космической  техники;

- объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем;

- выполнить  с  ребенком  следующие  упражнения.

1. «Веселый  счет». Посчитай  от  одного  до  пяти, изменив  следующие  словосочетания.

Одно созвездие, два…, три …, четыре …, пять …

Одна далёкая планета, две …, три …, четыре …, пять …

Один искусственный спутник, два …, три …, четыре …, пять …

Один мощный телескоп, два …, три …, четыре …, пять …

2. «Собери  предложение». Поставь  слова  в  нужной  последовательности.

Астроном, звездами, за, наблюдает.            

Луна, спутник, это, земли.                            

Космонавт, открытый, в, вышел, космос.    

3. «Измени  словосочетание». Ответь  на  вопросы, изменив  словосочетание.

Кто? - Российский  космонавт.

Нет  кого? - …                          

Обращаться  к  кому? - …    

Видеть  кого? - …                    

Видеть  кого? - …                    

Гордиться  кем? - …                

Рассказать  о  ком? - …

4. «Скажи  наоборот». Подбери  противоположное  по  значению  слово.

Например: взлететь – приземлиться.

Ярко - …, прилететь - …, далеко - …, высоко - …, темно - …

5. «Один - много». Употреби  существительное  во  множественном  числе.

Например: Один космонавт - много космонавтов.

Одна ракета – много …   Одни спутник – много …

Одна звезда – много …     Один корабль – много …

7.  Запишите  со  слов  ребенка  рассказ «Как  мы  играли  в  космонавтов».

  • С  чего  началась  игра?
  • Как  мы  распределили  роли?
  • Кому,  какая  роль  досталась?
  • Что  делал  каждый  участник  игры?
  • Как, по  твоему  мнению, дети  справились  со  своей  ролью?
  • Какую  роль  ты  бы  хотел  занимать  в  этой  игре? Почему?
  1. Послушай рассказ:

Мы живем в космическую эру. Она началась, когда в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли.

Потом в космосе побывали животные - собаки, мыши, обезьяны. Ученые изучали их поведение в космических условиях жизни.

12 апреля 1961 года в космос впервые поднялся человек. Это был гражданин Советского Союза - летчик-космонавт Юрий Алексеевич Г агарин. С тех пор весь мир отмечает День космонавтики.

Теперь наша страна и другие страны посылают в космос ракеты и людей, чтобы изучать космическое пространство, Луну и планеты Солнечной системы.

На Луне побывал автоматический аппарат луноход, который передвигался по Луне. С его помощью изучалась поверхность Луны. Сейчас в космосе постоянно работает Международная космическая станция.

9. Рассмотри картинки. Скажи, кто (что) на них нарисовано.

10. Ответь на вопросы:

  •  Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?
  •  Кто такой Юрий Алексеевич Г агарин?
  •  Каких космонавтов ты еще знаешь?
  •  Как называется одежда для полета в космос?
  •  Как называют человека, который летал в космос?
  •  Что обогревает Землю?
  •  Как называется аппарат для полета в космос?

11. Закончи и повтори предложения:

  •  Космический корабль - это аппарат, в котором ...
  •  Космонавт - это человек, который ...
  •  Скафандр - это одежда, которую ...
  •  Луноход - это аппарат, который ...
  1. Назови слова, родственные слову «космос». (Космонавт, космический, космодром, космонавтика.)

        

Тема недели: «Земля и её обитатели» (мир природы/ мир людей) (Животные жарких стран и холодных).

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- рассмотреть вместе с ребенком картинки животных (отметить их внешние признаки) – кенгуру, обезьяны, слона, зебры, жирафа, льва, тигра, верблюда, тюленя, белого медведя, северного оленя, моржа;

- повторить, какие животные обитают в жарких странах и на севере;

- закрепить в словаре обобщающие понятия «животные жарких стран», «животные севера»;

- закрепить понятие «хищные животные» (морж, тигр, белый медведь, лев), чем они питаются, особенности их проживания и повадок;

- закрепить понятие «травоядные животные» (зебра, слон, жираф, кенгуру, обезьяна), чем они питаются, особенности их проживания и повадок;

- выполнить  с  ребенком  следующие  упражнения.

1. «Подбери  признак, подбери действие». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).

А) Например: слон (какой?) – огромный, тяжёлый, сильный, умный, выносливый.

Жираф (какой?) -

Обезьяна (какая?) -

Тюлень (какой?) -

Белый медведь (какой?) -

Б) Например: слон (что делает?) – ходит, бегает, ищет корм, поднимает, перевозит грузы, купается, защищает детёнышей.

Кенгуру (что  делает?)

Тигр (что  делает?) -

Морж (что  делает?)-         

 2. «Семьи животных». Назови маму, папу и детёныша.

Например: мама слониха – папа слон – детёныш слонёнок.

Кенгуру, обезьяна, зебра, жираф, лев, тигр, верблюд, тюлень, белый медведь, северный олень, морж.

 3. «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»

Например: у льва – львиный хвост, львиная голова, львиные уши.

У тигра, у обезьяны, у слона, у верблюда.

 4. «Подумай и назови»

Самое длинношее животное __________________________________________

Самое длинноносое животное_________________________________________

Самое быстрое животное_____________________________________________

Самое полосатое животное___________________________________________

Животное, которое всех больше похоже на человека_____________________

 5. «Четвертый лишний». Объяснить почему. Подчеркни лишнее.

* Слон, бегемот, страус, крокодил.

* Лев, обезьяна, тигр, джунгли.    

* Лев, жираф, белый медведь, слон.

* Зебра, Африка, носорог, бегемот.

 6. «Скажи наоборот».

Например: слон тяжелый, а черепаха лёгкая.

Слон большой, а попугай….

Жираф высокий, а крокодил …

Черепаха ходит медленно, а гепард бегает…

Слон добрый, а крокодил….

 7. «Считай и называй». Соедини линиями животных одного вида. Посчитай животных (запиши в кружок цифру), и ты узнаешь, сколько новых животных каждого вида появится в зоопарке. В первом кружочке запиши количество зебр, во втором – обезьян, в третьем – белых медведей, в четвёртом – морских котиков.

Зоопарк

8. «Что забыл нарисовать художник?» Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела.

Зоопарк_1

 9. «Расскажи-ка». Составь рассказ про любого животного Севера или Юга. При составлении рассказа мама/папа записывают.

  • Название.
  • Где живет?
  • Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.)
  • Повадки.
  • Чем питается?
  • Как добывает корм?
  • Есть ли враги?
  • Как защищается?
  • Детеныши.

 

4.        Тема недели : «Земля и её обитатели» (мир природы/ мир людей) (Школьные принадлежности)

  1.  «Подбери слова-признаки и слова-действия»

Рюкзак (какой?) – школьный, вместительный, яркий, большой, новый, …

Ручка (какая?) ‒ шариковая, чернильная, новая, прозрачная, пластмассовая, …

Ученики (какие?) ‒ прилежные, внимательные, старательные, способные, ленивые, аккуратные, неряшливые, ответственные, дружные,…

Дети в школе (что делают?) – учатся, слушают, думают, решают, отвечают, спрашивают,…

 

  1. «Гномики ‒ растеряшки»

тетрадь – тетрадочка ‒ нет тетрадочки

пенал ‒ пенальчик ‒ нет пенальчика

карандаш ‒карандашик ‒ нет карандашика

книга ‒ книжечка ‒ нет книжечки 

альбом ‒ альбомчик ‒ нет альбомчика

 перемена – переменка ‒ нет переменки 

 

  1. «Посчитай 2-5»

одна новая школа                       две новых школы                       пять новых школ

одна шариковая ручка               две шариковых ручки                пять шариковых ручек

один простой карандаш            два простых карандаша           пять простых карандашей

один школьный учебник           два школьных учебника            пять школьных учебников

одна картонная папка                две картонных папки               пять катонных папок

один металлический циркуль  два металлических циркуля пять металлических циркулей

  1. «Семейка слов» подбор родственных и однокоренных слов

ПИСАТЬ ‒ письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись,

ЧИТАТЬ ‒ читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня,

УЧИТЬ ‒ учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся,

  1. «Ответь на вопросы» предлоги

сесть за парту − выйти (откуда?) из-за парты  войти в класс − выйти (откуда?) из класса
положить книгу на стол − взять книгу (откуда?)
со стола
ручка упала  под парту − подняли ручку (откуда?)
из-под парты 

  1. «Собери портфель в школу» составление сложных предложений

Я кладу в рюкзак пенал, потому что… он  нужен, чтобы носить в нём карандаши и ручки. (карандаш, ручка, учебник, тетрадь, ластик, циркуль, альбом, ножницы)

  1. Посмотри на картинки. Как ты думаешь, почему учитель ругает мальчика? Составь рассказ по картинкам.

image194.gif image196.gif image198.gif image200.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...