Занятие по развитию речи "Наш город"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Захурдаева Наталья Николаевна

Итоговое логопедическое занятие по лексической теме "Город" для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_gorod.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 41»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №7 (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

ТЕМА: «НАШ ГОРОД»

                                                                                           Составила: учитель-логопед

                                                                                  Захурдаева Наталья Николаевна

                                         

Нижнекамск 2022 г.

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательной направленности (областей): речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, познавательное.

Форма проведения: комплексное занятие.

Цель: обогащать кругозор детей, обобщить изученные знания.

Задачи:1.коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к внешнему миру, гордость и уважение к родному городу.

2.коррекционно-развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук, координацию речи с движением, речевое дыхание,  память, мышление, воображение.

3.коррекционно—образовательные: формировать представление детей о родном городе, его достопримечательностях, активизировать словарный запас по данной теме, употреблять прилагательные в сравнительной степени, совершенствовать употребление существительных в род. п., совершенствовать умение составлять слово из букв по типу –СГС- , выполнять его звуковой анализ, закреплять  умение составлять предложения, небольшой рассказ о городских объектах, упражнять в произношении поставленных звуков.

Оборудование: волшебный барабан, конверты с заданиями,

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические

Наглядные средства обучения: демонстрационный материал: картинки с изображением достопримечательностей города, кассы букв, фишки для звукового анализа слова.

Раздаточный материал: картинки с изображением городских объектов, кассы букв, фишки для звукового анализа слова.

Организация детей: I.Вводная часть – дети стоят полукругом около логопеда у барабана.

II.Основная часть:  дети сидят за столами.

        


                                           стол                                            

III.Заключительная часть – дети стоят полукругом около логопеда у барабана.

Словарная работа: Нижнекамск, Кама, город, горожане, проспект, клумба, тротуар, здание, аптека, магазин, школа, вокзал, банк, ателье, парикмахерская, парк, кинотеатр, боулинг, больница, детский сад, аэропорт, кафе, почта, улица, дом, дерево, дорога, здание, фонарь, автобус, магазин, школа, лавочка, остановка, ребёнок ,дети, машина, светофор, тротуар, сквер, парк; выше, длиннее, старее, тише, чище, веселее, ниже, добрее, глубже, прочнее, шире, короче, светлее, уже, быстрее; жить, строить, любить, гулять, смотреть, помнить.

Предварительная работа педагога: разработка конспекта, подбор оптимальных методов и приёмов, разучивание с детьми текста и движений физкультминутки, изучение темы «Наш город», просмотр фильмов, презентаций, альбомов о нашем городе. Структура занятия:I.Вводная часть.(2 мин)

II.Основная часть:

1.Игра «Чего много в нашем городе?».(2 мин)

2. Игра «Что там делают?».(4 мин)

3. Игра «Сравни предметы». (4 мин)

4. Физкультминутка «Полёт». (2 мин)

5. Игра «Весёлые буквы». (4 мин)

III.Заключительная часть.(2 мин)

Продолжительность занятия -20 мин.

I.Вводная часть.

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и скажем добрые слова всем:

Дети: Доброе утро мне. Доброе утро тебе.

Доброе утро нам и нашим гостям! (М.Ю.Картушина)

Логопед: Посмотрите, тут волшебный барабан и что-то на нём написано. Попробуем прочитать: Нижнекамск. Что такое Нижнекамск?

Дети: Это название нашего города.

Логопед: А почему он так называется?

Дети: Наш город построен на реке Кама.

Логопед: Правильно. « Волшебный барабан» - это очень увлекательная игра про наш город. На барабане есть конверты с заданиями. Мы будем по очереди выполнять эти задания. Отвечать надо громко, внятно, проговаривая все звуки. Если всё выполним правильно, то нас ждёт приз-посылка. Ну, что, поиграем?

 II.Основная часть:

1.Игра «Чего много в нашем городе?».

Логопед: Давайте откроем первый конверт. И тут вопрос: назовите, чего много в нашем городе. Кто ответил, проходите на свои места.

Дети: улица – улиц, дом – домов, дерево – деревьев, дорога – дорог, цветок – цветов, здание – зданий, фонарь – фонарей, автобус – автобусов, магазин – магазинов, школа – школ, лавочка – лавочек, остановка – остановок, ребёнок – дети, машина – машин, светофор – светофоров.

Логопед: Какие вы молодцы, выполнили первое задание.

2.Игра «Что там делают?».

Логопед: Открываем следующий конверт. В нашем городе много разных зданий. Расскажите, для чего они нужны. Подсказки-картинки вы найдёте у себя на столах (аптека, магазин, школа, вокзал, банк, ателье, парикмахерская, парк, кинотеатр, боулинг, больница, детский сад, аэропорт, кафе, почта)

Дети: В школе дети учатся писать и читать. В магазине люди покупают продукты. В кинотеатре горожане смотрят кино и мультфильмы.

Логопед: Отлично. Какие вы умные дети!

3.Игра «Сравни предметы».

Логопед: Читаем следующее задание. Знаете ли вы игру «Сравни предметы». Давайте в неё поиграем.

Деревья высокие, а есть ещё (выше).

Проспект длинный, а есть ещё (длиннее).

Дом старый, а есть ещё (старее).

Парк тихий, а  есть ещё (тише).

Сквер чистый, а есть ещё (чище).

Дети весёлые, а есть ещё (веселее).

Горожане добрые, а есть ещё (добрее).

Лавочка низкая, а  есть ещё (ниже).

Река глубокая, а есть ещё (глубже).

Качели прочные, а есть ещё (прочнее).

Дорога широкая, а есть ещё (шире).

Клумба короткая, а есть (короче).

Здание светлое, а есть ещё (светлее).

Тротуар узкий, а есть ещё (уже).

Трамвай быстрый, а есть ещё (быстрее).

Логопед: Молодцы. И с этим заданием вы справились.

4.Физкультминутка «Полёт».

Логопед: А вот конверт со смайликом. Значит, нам пора сделать разминку.

Мы хотим на самолёте полететь.( Хлопки в ладоши на каждое слово)

И на город свой в полёте посмотреть. ( Повороты вправо-влево, правую ладонь ко лбу).

Приготовили к полёту (руки на пояс)

Все пилоты самолёты( т-т-т). (хлопки ладонями о колени)

Разогрели мы мотор (д-д-д). ( топать ногами)

И отправились в дозор (р-р-р). ( вращательное движение руками)

Вот взлетели (л-л-л), полетели (р-р-р). (руки в стороны)

Город весь мы облетели (л-л-л).

И садимся на посадку. (присесть)

Вот и сделали зарядку.( встать)

Логопед: Отдохнули? Садитесь на свои места.

5. Игра «Весёлые буквы».

Логопед: Вот новое задание. Составьте из букв слово -ДОМ-. Сделайте его звуковой анализ.

Логопед: какое слово вы составили?

Дети: дом.

Логопед: Сколько в нём слогов?

Дети: один (прохлопывают).

Логопед: Сколько в нём звуков?

Дети: три.

Логопед: Назовите их.

Дети: д,о,м.

Логопед: Расскажите про звук –д-.

Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: Расскажите про звук –о-.

Дети: Он гласный, поётся.

Логопед: Расскажите про звук –м-.

Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: Умницы. Всё верно. Наведите на столе порядок. Спрячьте буквы в свои домики.

6. Игра «Достопримечательности».

Логопед: В этом конверте такое задание: расскажите о достопримечательностях нашего города. Педагог выставляет на доску картинки с изображением достопримечательностей – сквер Лемаева, парк «Семья» и т.д. Дети составляют небольшие рассказы по плану: 1.Как называется достопримечательность. 2. Почему, в честь кого дано такое название. 3.Как горожане проводят время в этом месте.

III.Заключительная часть.(1 мин):

Логопед: Ребята, вот и закончилась наша игра. Все задания мы выполнили. И  получаем посылку с угощениями. Что интересного вам запомнилось на занятии? Кому вы сможете это рассказать? Особенно старались … Хорошо поработали …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

занятие по развитию речи во второй младшей группе "Наш город"

Расширить представления детей о городе Набережные Челны. Учить поддерживать беседу с воспитателем, связно отвечать на вопросы....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Полет над городом"

Развитие знаний детей об историческом прошлом Дома Книги. 0_798ca_67674fc1_xl.jpg...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Город настроения" для детей старшей группы

обучающие занятие, развивает мышление, учит детей строить сложноподчиненные предложения, активизируется словарь детей....

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию элементарных математических представлений (программа «Развитие»): «Строители города»

Цель: овладение действиями замещения определенного количества предметов (при отборе требуемого количества).Задачи:...

Конструкт занятия по развитию речи "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города».

Конструкт занятия по развитию речи  для детей дошкольного возраста "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города".Цель: формировать знания детей об...