Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Андреева Эльмира Сергеевна

Материал включает краткое описание сути лого-коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией, этапы работы и индивидуальный план водействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_pri_sensomotornoy_alalii.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, так как самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур.

При обучении детей с сенсорной алалией применяются специальные методы, направленные на развитие деятельности, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень недоразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы и стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.

1 этап

Работа начинается не с восприятия, а с выработки внимания. Ребенка учат неречевым мимическим заданиям: доска Сегена, обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус. Параллельно работаем над развитием работоспособности, наблюдательности. На данном этапе деятельность ребенка должна быть неречевой.

2 этап

Учат различать и дифференцировать близкие по звучанию звуки, звуковой шумовой ряд более далеких звуков к более близким звукам неречевого характера (колокольчик, барабан, погремушки, бубен, удар ложкой по стакану, по столу). Постепенно звуко-шумовой ряд увеличивается, усложняется. Например, различение шума сжимаемой бумаги полиэтиленовой пленки.

3 этап

Включение сильного, однообразного речевого звука в звуко-шумовой ряд: р-р-р-р. Как только ребенок начинает выделять речевой звук из шумового ряда, этот звук материализуется через одну из игрушек (собака, пылесос, самолет и т.д.). Причем материализуется только через одну конкретную игрушку. Затем берется следующий звук: а-а-а, так же определяется и материализуется через конкретную картинку. Все звуки повторяются, особенно выделяются речевые звуки и одновременно вводится буква. Ребенок в итоге должен через конкретную картинку при звуке «Р» (самолет) показать букву «Р». При звуке «А» показать куклу и букву «А». На данном этапе постоянно устанавливаем связь звукового изображения с буквой.

4 этап

Включаем в работу слоги. Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч - па-па-па, корова - му-му-му, собака – ав-ав-ав. Изображения предметов должны быть конкретными и красочными, соответствующего цвета. Обучение на этом этапе глобальное и целостное. От слогов переходим к словам. МАК, СОК, - картинки - буквы. Ребенок учится различать далекие по смыслу слова (транспорт-мак). Параллельно с этой работой составляется список стандартных инструкций обиходно-бытового характера. «Достань платок. Вытри нос» - проговаривается с одной интонацией, многократно на фоне звукошумовых рядов. Обязательно помогаем ребенку жестом – «открой дверь», выделяем интонацией, показываем табличку. Обучение проводится по условно-рефлекторной методике, через закрепление звучания и действия, через демонстрацию инструкций и показ инструкций на табличках. Проводится разучивание комплекса физических упражнений с речевым сопровождением «руки вверх, руки в стороны…..».

5 этап

Проводится работа по логическим, тематическим цепочкам. Все упражнения проводятся микродозами. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков: а- у- О- т- п, выделение слога: СА- ра- ША- да. Далее выделяем слово из ряда слов: сад-дом-КОМ-рак. Раскладываем картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце. Выбираем из словаря картинки на определенный звук. Игра «Цепочка слов» МА------лина

                 ------рина

                 ------шина

Определяем линейную последовательность звуков.

Выделять и различать звук легче в чужой речи, чем в своей. Звуки следует произносить отставлено, через интервал. Затем ребенок должен назвать слово целиком: Р_У_Ч_К_А. Ребенок должен учиться сливать звуки в слово, сохранять звуки в памяти.

Индивидуальный план лого-коррекционной работы

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________

Год рождения ______________________        Год обучения ________________

Заключение ТПМПК ________________________________________________

Задачи:

  1. Развитие понимания речи
  2. Развитие активной подражательной речевой деятельности
  3. Развитие общих речевых навыков
  4. Развитие фонематического слуха

Развитие понимания речи

Обучать ребенка:

  1. Находить предметы, игрушки по просьбе педагога.
  2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
  3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
  4. Понимать обобщающие категории:
  • работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;
  • нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.
  1. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:
  • действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;
  • задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);
  • задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
  1. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
  2. Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
  3. Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.
  4. Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
  5.  Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу.
  6. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
  7.  Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
  8. Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

  1. Называть родителей, родственников (мама, папа, баба).
  2. Называть имена друзей, кукол.
  3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Поезд гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)
  4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;
  5. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира
  • на материале открытых слогов: корова - му; мышка — пи; пальчик — бо-бо; машина - би-би; гусъ — га-га-га; курица - ко-ко-ко;
  • на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик - ням-ням; чайник — пых-пых;
  • на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква - ква; уточка – кря-кря-кря; поросенок – хрю-хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

  1. Четкому выражению своих желаний:
  • «Да», «Нет».
  • «Хочу», «Не хочу».
  • «Буду», «Не буду».
  1. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
  2. Отдавать приказания: на, иди, дай.
  3. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.
  4.  Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «Идем спать».
  5.  Составлять предложения по модели: обращение+глагол повелительного наклонения: «Мама, спи!»
  6.  Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
  7.  Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)
  8.  При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.  Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. - И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. - А Митрошечка: Ну, пожалуйста! - указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: - Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. - Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.  – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:

  • появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;
  • совместное проговаривание слова;
  • отраженное проговаривание;
  • договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Развитие общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания

  1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):
  • Без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)
  • С речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем - постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).
  1. Развивать силу голоса (тихо - громко) и модуляции голоса (высоко - низко).
  2. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).
  3. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.
  4. Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.
  5. Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.
  6. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.
  7. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.
  8. Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:
  • "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  • «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  • «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  • «Худышки». Втянуть щеки.
  • «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  • «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  • «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  • «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  • «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  • «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Развитие фонематического слуха

  1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление:
  • постукивание;
  • похлопывание;
  • шуршание бумаги;
  • скрип двери;
  • звуки бубна;
  • звуки металлофона;
  • звуки маракаса;
  • звуки игрушки (пищание).
  1. Обучать дифференциации на слух:
  • существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;
  • существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;
  • глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет?
  1. Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу - ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

Работа учителя - логопеда при сенсомоторной алалии.

Основным принципом работы является последова­тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при провед...

презентация "Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда по развитию сенсомоторных навыков у не говорящих детей."

в презентации представлены основные этапы работы в проекте по использованию песочной терапии для развития сенсомоторных навыков у неговорящих детей. Данный м атериал будет полезен логопедам, психолога...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, ...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, ...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии.

Сенсомоторная алалия – это системное недоразвитие речи, которое вызвано поражением коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка. Речь у детей с этим расстройством либо значи...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, ...