Коррекционное занятие по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы «ВЕСНА»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коррекционное занятие по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы «ВЕСНА» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы «ВЕСНА»

Задачи: учить образовывать однокоренные слова, продолжать формировать слоговую структуру слова, учить образовывать слова с суффиксом –ищ, составлять предложения с определенными словами, учить пересказывать рассказ, с помощью мнемотаблиц, развитие общей моторики, мелкой моторики, зрительного восприятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Послушайте  стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут, над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку, и на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила. Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши. К нам весна идет.

Мы слышим: кап, кап, кап!

Давайте образуем слова одной семейки от слова  капать. Поиграем в эту игру с мячом.

- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли)

- Что начинается на припеке с крыш ранней весной? (капель)

- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)

- Если капли капают, какие они? (капающие)

- Давайте повторим все слова одной семейки, родственные слова (капать, капля, капель, капелька, капающие)

- Молодцы, вы отлично начали занятие!

2. Посмотрите на картинки, и найдите только те, которые связаны с весной.

Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги.

Сол-ныш-ко, про-та-ли-ны, ру-чьи, со-суль-ки, грач.

3. Продолжим игры со словами.

Я буду произносить слово, а вы образовывать от него одно ласковое слово и втрое слово с частью –ищ.

Ручеек-ручьище, сосулька - сосулища, льдинка- льдинища, проталина – проталинища.

4. А теперь составьте предложения о своих предметах.

Из ваших предложений можно составить рассказ. Кто это может сделать?

Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки.  На проталинах расцветают первые подснежники.

5. Координация речи с движением. Упражнение «Клен»

За окном сосулька тает                          4 прыжка, руки на поясе

Ветер тучи рвет в клочки.                      Руки  вверх. Наклоны туловища влево –

                                                                      вправо.

Разжимает, разжимает                           Руки перед грудью. Разжимают кулачки.

Клен тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.                     4 прыжка

И едва растает снег                                  наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку                            поворачиваются лицом друг к другу

Клен протянет раньше всех.                   Рукопожатие.

6. Рассматривание картины И.Грабаря «Март»

- Это картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март». Рассмотрите ее и скажите, какое время года изобразил художник и почему вы так думаете. Для этого опишите все , что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.

 (Художник нарисовал раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо. Все вокруг залито солнцем.  На снегу голубые тени от деревьев . Снег тает. Он рыхлый, влажный. Уже появились большие проталины. Земля на проталинах оттаивает. )

- Какое настроение вызывает картина?

7.Пересказ рассказа «Март» по Георгию Алексеевичу Скребицкому с использованием мнемотаблицы.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ Г.А. Скребицкого  «Март». Он как будто специально написан к этой картине.

Март – первый месяц весны. На земле  еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки . Небо синее – синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

Беседа по картине

- О чем этот рассказ?

- Вспомните первое предложение рассказа?

- Чем март похож на зиму? (на земле еще лежит снег)

- А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит? (в марте иногда бывают морозы)

- Что сказано о солнце? (солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.

- Что значит светит ослепительно? ( ярко, слепит)

- Что сказано о небе и облаках? (небо синее, а облака пушистые)

- Пушистые, как сказать по-другому? (пышные, кудрявые, кучерявые)

- Что начинается в марте? Что появляется на буграх? (таяние снега, проталины)

- От какого слова образовано слово проталины?

- Что сказано в рассказе о ручейках? (маленькие ручейки журчат в полях).

Замените слово журчат на другое.

- Какие приметы говорят о весне? (ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны)

- А теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы его будете пересказывать с помощью этой таблицы.

8. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

Индивидуальное задание каждому ребенку. (Закрашивание солнца по спирали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Путешествие в волшебный лес» (занятие по совершенствованию лексико-грамматических компонентов речи у детей подготовительной к школе группы)

Цель.Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.Задачи.Упражнять детей в подборе слов - признаков и слов действий к существительным. Формировать навык образования относительных и...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклор...

Подгрупповое логопедическое занятие на тему: Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Космический гость»

Цель: формирование лексико-грамматической и связной стороны речи.Задачи:-развитие фонематических представлений, определение места звука в слове;- упражнять в составление предложений;-упражнять в согла...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...