Тема: «Путешествие в волшебный лес» (занятие по совершенствованию лексико-грамматических компонентов речи у детей подготовительной к школе группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Наталья Таран

Цель.

Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.

Задачи.

Упражнять детей в подборе слов - признаков и слов действий к существительным. Формировать навык образования относительных и притяжательных прилагательных; практические навыки словообразования. Совершенствовать навык рассматривания картины; грамматический строй речи. Активизировать употребление антонимов. Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать координацию речи и движений, использовать различные здоровьесберигающие технологии, направленные на укрепление здоровья детей.

Оборудование.

Зимние элементы декорирования (снежинки, пенёчки, ёлка с игрушками, снежки, снеговики), ноутбук, проектор, презентация с изображением зимнего леса, корзина с шишками, санки. Конверты с заданиями и картинками - отгадками к вопросам, костюм Лесовичка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podg.gr_._-_v_volshebnom_lesu.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «СВЕТЛЯЧОК»

Тема:

«Путешествие в волшебный лес»

(занятие по совершенствованию лексико-грамматических компонентов речи у детей  подготовительной к школе группы)

Таран Н. В., воспитатель

23. 01. 2017 год

Цель.

Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.

Задачи.

Упражнять детей в подборе слов - признаков и слов действий к существительным. Формировать навык образования относительных и притяжательных прилагательных; практические навыки словообразования. Совершенствовать навык рассматривания картины; грамматический строй речи. Активизировать употребление антонимов. Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать координацию речи и движений, использовать различные здоровьесберигающие технологии, направленные на укрепление здоровья детей.

Оборудование.

Зимние элементы декорирования (снежинки, пенёчки, ёлка с игрушками, снежки, снеговики), ноутбук, проектор, презентация с изображением зимнего леса, корзина с шишками, санки. Конверты с заданиями и картинками - отгадками к вопросам, костюм Лесовичка.

Ход занятия.

- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).

- Почтальон принёс посылку (внутри письмо и снежинка). В письме Лесовичок просит помочь ему. Сообщает о том, что он живёт в волшебном лесу и попасть туда детям поможет волшебная снежинка. Надо лишь сказать слова:

Если как снежинка покружиться,

То можно в зимнем, сказочном лесу очутиться.

А дорогу к дому Лесовичка помогу найти картинки – подсказки.

        - Вы знаете, что зимой в лесу воздух… ( дети дополняют – холодный, морозный), поэтому мы сделаем дыхательную гимнастику. Надо подойти к снежинкам и подуть на них сильно или…(слабо).

- Теперь мы готовы отправиться в волшебный лес ( вместе произносим волшебные слова).

- Первая загадка

Белые Бабочки
Крыльями не машут.
Белые Бабочки
В воздухе пляшут.
И закончив плясовую-
Улеглись на мостовую (снежинки).

- Правильно. И одна из снежинок оказалась в волшебном лесу – найдите её.

Дети находят снежинку около пенёчка и рядом конверт с заданием и следующей загадкой.

Первое задание: подобрать родственные слова к слову – снег (снежный, снег, снеговик, снежки, снегурочка, снежинка. Новые слова: снегирь, подснежник, снегопад, снегоход).

- Вторая загадка

Появился во дворе 
Он в холодном декабре. 
Неуклюжий и смешной 
У катка стоит с метлой. 
К ветру зимнему привык 
Наш приятель … (снеговик).

        Дети находят снеговика и около него конверт с заданием и следующей загадкой.

Второе задание: снеговик предлагает поиграть со снежками в игру «Скажи наоборот».

- Я предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику, чтобы  вы смогли удержать холодные снежки.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 

Стою и снежинки в ладошку  Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания

расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. Потереть ладони друг о друга.

(Упражнение выполняется с проговариванием слов вслух, а затем про себя).

        После дети перестраиваются в круг и под музыку передают четыре снежка. С окончанием музыки те, у кого в руках снежки называют противоположные слова.

длинный  - короткий

 тепло- холодно

грустно - радостно

голодный – сытый

далеко – близко

широкий – узкий

потерял – нашёл

начало – конец

день – ночь

храбрый – трусливый

жидкий – густой

чёрный – белый

старый – молодой

больной – здоровый

ссориться – мириться

спрашивать - отвечать

- Молодцы, с заданием вы справились. Но т.к.мы играли со снежками, которые навевают холод и даже лень, я предлагаю погреться. Проводится физминутка под музыку (врассыпную).

Третья загадка

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу(санки).

        Дети находят санки около них конверт с заданием и следующей загадкой и подзорная труба. Лесовичок предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением зимнего леса с помощью подзорной трубы и назвать предметы, изображённые на ней. Надо назвать как можно больше предметов, о которых можно спросить: Кто это? Что это?(лес, заяц, мышка, нора и т.д.).

- А теперь подберите слова - действия (что предмет делает?) к тем объектам (предметам), которые вы увидели в подзорную трубу. Я начинаю: «Лес молчит». Дети продолжают.

- Дополните предложение словами – признаками (какой предмет?). Моё предложение: «Молчит зимний, белоснежный лес». Дети продолжают составлять свои предложения ( «убегает пугливый заяц» и т.д.).

- И с этим заданием вы справились. Вот следующая загадка.

Четвёртая загадка

Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее,
Но чересчур колючее… (ёлка).

Дети находят ёлку и  за ней конверт с заданием и следующей загадкой.

- Нам предлагают поиграть в игру «Сугроб». Я буду задавать вопрос, если вы отвечаете правильно, то берёте «снежок» и сооружаете сугроб (маленькие «снежки» класть около большого).

Длинные уши – (длинноухий)

Короткий хвост – (короткохвостый)

Быстрые ноги – (быстроногий)

Любит тепло – (теплолюбивый)

Разного цвета – (разноцветный)

Звонкий голос – (звонкоголосый)

Жёлтая грудка – (желтогрудый)

Карие глаза – (кареглазый)

Белый снег – (белоснежный)

Острые зубы – (острозубый).

- У нас получился большой сугроб и мы с вами продолжаем играть. Я  опять задаю вопрос и  если вы отвечаете правильно, то берёте «снежок» из сугроба и кладёте его назад.

Шляпа у мамы – (мамина шляпа)

Хвост у мышки – (мышиный хвост)

Рога у лося – (лосиные рога)

Лапы у кошки – (кошачьи лапы)

Шерсть у овцы – (овечья шерсть)

Клюв у орла - (орлиный клюв)

Вой волка – (волчий вой)

Мех белки – (беличий мех)

Глаз птицы – (птичий глаз)

Визг поросёнка – (поросячий визг).

- Снежки мы с вами вернули на место. Вам нравится в волшебном лесу? (да). А что нам помогло попасть сюда? (волшебная снежинка). Я предлагаю вам нарисовать её необычным способом: закройте глаза, и используя нос как карандаш, нарисуйте снежинку в воздухе (дети садятся на ковёр,звучит приятная мелодия).

        Во время зрительной гимнастики появляется Лесовичок с наряженной ёлкой. По окончании гимнастики воспитатель обращает внимание на Лесовичка, который снимает с новогодней ёлки игрушки.

        Лесовичок просит помочь детям. Он описывает игрушку, а ребёнок находит её на ёлке, снимает её, описывая при этом свои действия. (Острая и пятиконечная – «Я снимаю с ёлки острую и пятиконечную звезду»).

        Затем Лесовичок благодарит детей за помошь и просит отгадать, какое варенье он любит. Детям предлагают собрать (сложить картинки – подсказки) - пазлы и назвать варенье: задание разное по сложности (более слабым детям предлагается более лёгкий вариант: если они быстро выполняют задание, то даётся ещё одна картинка).

Варенье из малины – малиновое варенье

Варенье из груши – грушевое варенье

Варенье из яблок – яблочное

Варенье из ежевики – ежевичное

Варенье из смородины – смородиновое

Варенье из черники – черничное.

        Лесовичок показывает детям корзину с волшебными шишками и просит назвать слова, связанные по смыслу со словом «шишка» (лес, белка, семена и т.д.).Если дети справятся с этим заданием, то шишки превратятся в подарки. Задание выполнено и шишки превращаются в зефир.

        Воспитатель вместе с детьми благодарит Лесовичка, с помощью волшебной снежинки произносит волшебные слова и они  оказываются в детском саду.

 Если как снежинка покружиться,

То можно в детском саду очутиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»

В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...

Методическая разработка Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в разновозрастной логопедической группе для детей с онр по теме "Космос"

ЦЕЛЬ: уточнение и расширение словарного запаса по теме. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать умение изменять существительные по числам.Формировать умение согласовывать существител...