Конспект комплексного логопедического занятия "В гости к Старичку-Лесовичку"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кружалина Евгения Васильевна

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР решает задачи речевого развития, а также способствует экологическому воспитанию дошкольников в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starichok-lesovichok.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного логопедического занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с общим недоразвитием речи

Продолжительность: 20 минут

Тема: «В гости к Старичку-Лесовичку»

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Деревья»;

- закреплять умение употреблять существительные единственного и множественного числа в родительном падеже;

- упражнять в подборе признаков к существительным;

- совершенствовать навык образования предложно-падежных конструкций;

- совершенствовать навыки звукопроизношения.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, силу и длительность выдоха;

- развивать мелкую и общую моторику, ловкость;

- совершенствовать навыки фонематического восприятия.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоционально-нравственное отношение детей к окружающей среде;

- развивать экологическую культуру детей;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации и общей моторики, релаксационная пауза, логоритмика.

Оборудование:

персонаж Старичок-Лесовичок, карта путешествия, изображение лесной опушки, аудиозапись «Звуки леса», «Голоса птиц»; наборное полотно «Дерево» с изображениями гнезда и мамы-птички, плоды каштана, корзинка, плоскостные изображения осенних листьев, материал для игры «Лесная полянка»: плоскостные изображения и предметы — листья, грибы, шишки, ягоды, муравьи, бумага, пакеты, мячи, игрушечные тарелки; материал для игры «Лесное озеро»: голубой коврик — озеро, игрушечные рыбки, улитки, лягушки, утки; медали, значки-задания по интересам.

Предварительная работа:

сбор каштанов, шишек, осенних листьев на прогулке в парке, разучивание упражнения «Каштаны», формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришел необычный гость. Послушайте стихи про него:

                                          Я люблю гулять по лесу,

                                          В лесу хожу я каждый день.

                                          Всё в лесу мне интересно:

                                          Каждый куст и каждый пень.

                                          Я весёлый старичок,

                                          Старичок-Лесовичок!

Появляется персонаж.

Старичок-Лесовичок:

- Здравствуйте, ребята! Я — Старичок-Лесовичок, главный защитник и хранитель леса. А вы любите бывать в лесу? (Да!) Что вам нравится в лесу? (ответы детей — нравится собирать грибы, играть на полянке, наблюдать за лесными жителями и т.п.). Я вижу, вы настоящие друзья леса, поэтому приглашаю вас к себе в гости. Мой домик в лесу вы найдете по карте.

(Дети рассматривают карту)

Ваше путешествие начнется, если вы произнесете волшебные слова:

                                            Знаю лес и лес люблю,

                                           Своим другом лес зову.

(Дети повторяют слова)

  • Я буду ждать вас с подарками (уходит).

Активизация знаний, словаря.

Беседа по теме.

Ребята, посмотрите на карту.

Куда мы сначала должны попасть? (На опушку леса).

Что такое опушка леса? (Это край леса.)

Что растёт на ней? (Трава, кусты, низкие деревца)

Потом мы должны попасть на полянку. Что растет на лесной поляне? (Трава, цветы, грибы, ягоды)

Потом нас ждет лесное озеро. Кто живет в лесном озере? (Рыбы, лягушки, улитки, плавают утки)

После озера мы должны выйти к высокому дереву. Кто может жить на дереве? (Птицы, белки, насекомые)

А под деревом что можно найти? (грибы, муравейник, ягоды, жёлуди)

Прямо за высоким деревом мы увидим лесную избушку Старичка-Лесовичка. Отправляемся в путь!

Совершенствование звукопроизносительных навыков.

Дыхательная гимнастика «Осенние листья»

К опушке леса мы пройдем, следуя за осенними листочками. Куда они полетят, туда и нам идти (дети получают плоскостные изображения осенних листьев). Сдуйте листья с ваших ладоней. Помните, что щёки при этом не должны надуваться.

Вот мы и на опушке леса (перед детьми — изображение опушки леса).

Давайте расскажем о том, что мы видим словами и пальчиками.

Логоритмика. Автоматизация звуков в слогах, словах.

(проговаривание чистоговорок с сопровождением движений рук)

Ес-ес-ес — приглашает лес.                      хлопки ладонями

Сты-сты-сты — на опушке есть кусты.   повороты кистей

Су-су-су — хорошо в лесу.                        сжимают-разжимают кулачки

Са-са-са — ждут нас чудеса.                     удары кулачками и хлопки ладонями

Су-су-су — встретим зайца и лису.          пальчики «здороваются»

Релаксационная пауза

Молодцы! Вот мы с вами и зашли в лес. Закройте глаза, послушайте, как он шумит. (звучит аудиозапись«Звуки леса») Что вы услышали? (шум листьев, голоса птиц, стук дятла и т.д.)

Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звука Ш со звуками, смешиваемыми в произношении.

Давайте поиграем в игру «Ветер в листьях».  

Ветерок шумит в листьях — ш-ш-ш. Вы — деревья. Поднимите свои руки как ветки, а ладошки — ваши листочки. Если вы услышите шум ветра — ш-ш-ш — шевелите ладошками, как листочками на ветру. Если вы не услышите Ш — опустите руки:

ш, с, ш, ж, ш, ч; ша, шо, са, ош, оч, уш, ус, що, шо; шум, лист, шелест, ёжик, сова, опушка, жёлудь, шорох, шишка, чаща, берёза, каштан.

Молодцы! Вы были очень внимательны. Какие названия деревьев вам встретились в этой игре? (берёза, каштан).

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики и ловкости).

Посмотрите, что это лежит на лесной тропинке? (каштаны) Соберите их так, чтобы у каждого из вас было в руках по два каштана.

Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети:          Каштаны в ладошке я крепко держу,

                   Каштаны в ладошке кручу и кружу.

                   Я ловко катаю каштаны в ладошке,

                   Они убегают как мышки от кошки.

                                                             Н. Нищева.

Дети складывают каштаны в корзинку.

Молодцы, вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Совершенствование лексико-грамматического строя языка.

Ребята, куда мы пришли теперь? (смотрят на карту — на лесную полянку.)

Закрепление умения употреблять существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.

На ковре приготовлены  плоскостные изображения и предметы — листья, грибы, шишки, ягоды, муравьи, бумага, пакеты, мячи, игрушечные тарелки.

Что мы видим на полянке? (Дети перечисляют) Всё ли хорошо на полянке? (Нет, здесь лишние предметы, мусор) Давайте поможем лесу и наведем здесь порядок. Мы будем собирать лишние предметы, которых не должно быть в лесу.

Дети убирают лишние предметы, проговаривая предложения по образцу:

В лесу не должно быть бумаги.

В лесу не должно быть … (пакетов).

В лесу не должно быть … (тарелок).

В лесу не должно быть … (мячей).

Какая стала теперь полянка? (Чистая)

Расскажите, чего много на полянке? У кого в руках кленовый лист, тот и отвечает.

Дети проговаривают предложения по образцу:

На полянке много листьев.

На полянке много … (шишек).

На полянке много … (ягод).

На полянке много … (грибов).

На полянке много … (муравьев).

Молодцы! Вы настоящие друзья леса.  Куда мы пойдем теперь? (смотрят на карту — к лесному озеру.)

Упражнение в подборе признаков к существительным.

(На полу приготовлен  голубой коврик — озеро. Дети подходят к нему.)

А вот и оно. Только куда же делись все обитатели озера... Давайте поселим в озеро рыбок и других обитателей. (дети получают игрушки - рыбки, улитки, лягушки, утки).

Для этого нужно подобрать слова — рыбка какая? лягушка какая?

Дети подбирают признаки к существительным, помещают игрушки на «озеро»:

Рыбка — весёлая, быстрая, яркая.

Лягушка — ловкая, маленькая, зелёная.

Улитка — медленная, неторопливая, оранжевая.

Утка — важная, жёлтая, водоплавающая.

Как весело стало на лесном озере! Молодцы! А мы отправляемся дальше.

Что теперь перед нами (смотрят на карту — высокое дерево.)

Совершенствование навыка образования предложно-падежных конструкций.

(Перед детьми  наборное полотно «Дерево» с изображениями гнезда и птички.)

Послушайте, какие звуки доносятся из-под ветвей дерева? (аудиозапись с голосами птенцов)

Гнездо с птенцами упало. Давайте поможем им и вернем гнездо на самую высокую ветку. Для этого скажите, где мама-птичка ищет своих птенцов.

Логопед передвигает птичку по наборному полотну, дети составляют предложения.

Дети: Птичка ищет своих птенцов за деревом, под деревом, на дереве, над деревом, перед деревом.

Она нашла их! И мы помещаем гнездо на своё место. А можно ли уносить гнездо, птенцов из леса домой? (Нет) Почему? (Потому что лес — это их дом).

Поглядите на карту. Куда мы вышли теперь? (К домику Старичка-Лесовичка)

А вот и он сам!

Итоги. Работа по интересам.

Старичок-Лесовичок:

Спасибо, что помогли моему лесу и его обитателям! За это я награжу вас медалями Хранителей леса. (дети получают медали) А перед тем, как вы вернетесь в детский сад, я предложу вам задания, которые вы выполните вместе с мамами и папами. Сходите в лес, в парк или на берег реки. Вот значки — подсказки, что вы можете выполнить. Вы можете:

  • сфотографировать красоту природы (значок «фотоаппарат»);
  • дома нарисовать то, что вы увидели на природе (значок «краски»);
  • сделать поделку из природного материала (значок «осенний букет»);
  • из пластилина слепить лесную полянку или озеро (значок «пластилин»).

Что вы выбираете? (дети выбирают себе значки-задания)

До свидания, ребята! (организованное окончание занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект комплексного логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР « В поисках хорошего настроения»

При проведении занятия используется игровое оборудование, позволяющее обогатить сенсомоторный компонент развития детей, развивать физические возможности воспитанников. Использование игрового сюжета фо...

Конспект комплексного логопедического занятия для детей подготовительной группы "Лисья сказка"

Игровая  мотивация для детей - важный стимул для организации целенаправленной, образовательной деятельности. Поэтому занятие  для дошкольников должно быть сюжетным и решать разные задачи. За...

Конспект интегрированного урока «В гости к старичку Лесовичку» для детей старшего дошкольного возраста

Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу...

Конспект образовательной деятельности «В гости к Старичку-Лесовичку» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности«В гости к Старичку-Лесовичку» для детей младшего дошкольного возраста.Цель: развивать двигательную и познавательную активность детей.Задачи:-учить дет...

Конспект образовательной деятельности «В гостях у старичка-Лесовичка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22101625","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...