Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Воронкова Ирина Дмитриевна

 

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л]

 

Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].

Задачи:

сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л] на материале слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

употребление слов-антонимов;

звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов;

развитие фонематического восприятия;

развитие пространственной ориентации;

воспитание настойчивости.

 

Оборудование: мольберт с картой путешествия, кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, игрушка Врунгель, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

 

Л.: Здравствуйте, ребята!

 

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?

 

Дети: Да.

 

Л.: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

 

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока [р]. Гимнастики

 

Л. Итак, первое испытание: мы с вами проскачем на «Лошадке».

 

 Артикуляционная гимнастика.1. “Индюк”

5. “Лошадка”

 

 

II. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).

 

Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

 

Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.

 

Дети: Л

 

Л.: На горе Арарат зреет красный виноград.

 

Дети: Р

 

а) характеристика звуков;

б) нахождение сходства;

в) нахождение различий.

 

Л.: Сегодня мы будем учиться различать звуки [р]  и [л].

 

III. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)

 

Л.: Итак мы у озера Перемен.

 

1. Игра “Измени слово”.

 

Л: Я буду говорить слово со звуком [л], а вы назовите слово, заменив Л на Р.

 

Лак-рак; бал-; дал-; мил-; пил-; стал-.

 

Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

 

2. Игра “Собери цветы”.

 

Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук [л], другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук [р].

 

Л.: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.

 

Л.: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.

 

3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

 

Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)

 

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

 

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

 

Суп горячий, а компот - … (холодный)

 

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

 

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

 

4. Остров Физминутки

 

Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)

 

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)

 

5. Пещера Сокровищ

 

Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.

 

А возле этой елки бродили злые…(волки)

 

Среди жирных голубей

 

Прыгал тощий…(воробей)

 

Елочка, елка, колкая…(иголка)

 

Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)

 

- Заг, давай играть в футбол

 

Забивай скорее…(гол)

 

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

 

Дети вместе составляют слоговые схемы слов, при этом анализируя количество слогов, выделяя звуки [л] или [р] и его место в слове

 

IV. Итог.

 

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, научились различать звуки [л] и [р], добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

 

(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.)

 

Врунгель благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков С-Ш в слогах"

Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков З-С"

Конспект индивидуального логопедического занятия представлен на тему: Дифференциация звуков З-С. Данная работа подойдет для логопедов работающих с детьми старшего дошкольного возраста...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...