Игры на развитие речи
консультация по логопедии

Данные игры направлены на речевое развитие детей от 3 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые педагоги!  Сегодня я хотела бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме. В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:

  • формирование фонематического слуха;
  • формирование лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Речь ребенка формируется поэтапно.

И для начала я хочу рассказать Вам о развитии речи по возрастам.

Ребенок 3-4 лет различает и называет:
- по вкусу, величине, форме основные овощи и фрукты (яблоко красное, сладкое, круглое);
- части предметов ( у грузовика-кабина, кузов, колеса, руль; у дерева – корень, ствол, ветки, листья);
- сходные по назначению предметы (сапоги – ботинки, джинсы – брюки);
 - правую и левую руку, пространственные представления от себя: справа – направо, слева – налево; впереди – вперед, позади – назад, вверх – вниз.
Понимает  и употребляет обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда (тарелка, стакан, чашка, блюдце – а все вместе называется одним словом  - посуда).

 В речи присутствуют существительные с предлогами: в, на, под, за;  детеныши животных во множественном числе ( зайчонок – зайчата);  существительные множественного числа в родительном падеже ( кубиков, матрешек) 

Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картинок, иллюстраций.
Составляет предложения с однородными членами ( Зайка пошел в лес и встретил лисичку)
Повторяет за взрослыми рассказ  из 3-4 предложений, сам составляет рассказ  из собственнного опыта, по содержанию картинки из 3-4 предложений.

Развитие речи ребенка от 4-5 лет:

Лексико-грамматический строй:

  • согласовывает слова в роде и падеже;
  • сравнительные прилагательные ( выше – ниже, короче – длиннее);
  • относительные прилагательные (бумажный );
  • уменьшительно-ласкательные суффиксы ( лисенок, ленточка);
  • хорошо использует родительный падеж;

Связная речь:

  • пересказывает небольшие литературные тексты, сказки и рассказы, знакомые и прочитанные.
  • составляет небольшой рассказ о предмете, игрушке, по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке.
  • поддерживает беседу – диалог, правильную по форме и содержанию.

 Развитие речи детей 5-6 лет:

Лексико-грамматический строй:

  • умеет пользоваться несклоняемыми существительными ( пальто, метро);
  • использует разные способы образования слов ( сахарница, хлебница, масленка);

Связная речь:

  • поддерживает непринужденную беседу, умеет задавать вопросы, правильно отвечают на них;
  • последовательно пересказывает небольшие литературные произведения без помощи взрослого;
  • самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, из личного опыта, передает хорошо знакомые события;
  • умеет составлять загадки – описания;

 Развитие речи 6-7 лет:

Лексико - грамматический строй:
- согласование прилагательных и числительных с существительными ( о спелой груше, нет пяти ложек);
- сравнительные прилагательные ( красивее, сильнее);
- притяжательные местоимения ( твой карандаш, моей машиной);
- сложные предлоги ( из-под, из-за);

Связная речь:
- выразительно без повторов передает содержание литературных текстов; 
- самостоятельно придумывает рассказы творческого характера, небольшие сказки; 
- рассказы по картине и по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта становятся более выразительными и законченными;

Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое?

Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова. Например, для ребенка с плохо развитым фонематическим слухом такие слова как «миска - мишка», «усы- уши», «коза - коса» имеют одинаковый смысл.

Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке. Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов.

Существует множество игр, которые помогут развить фонематические процессы и улучшить слуховую память ребенка.

Игры для развития фонематического слуха для детей 3-4 лет

« Узнай по голосу»

Эта игра проводится в группе нескольких детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведущему, повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени. Ребенок на слух должен узнать кто его позвал.

«На чем играю»

Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

Игры для развития фонематического слуха 4-5 лет

 «Где звенит»

Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребенок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук сбоку от него, сзади или впереди. Ребенок должен протянуть руку в ту сторону, откуда по его мнению звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит. Малыш должен ответить: слева, справа, впереди, сзади. Эта игра способствует не только развитию фонематического слуха, но и умению ориентироваться в пространстве.

 «Найди пару»

Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

 « Кто кричит»

Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Попросите показать как кричит кошка -громким голосом, а как котенок- тихим голосом; корова и теленок, собака и щенок.

 «Что услышал»

Можно использовать два варианта игры. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

Второй вариант — просто послушать тишину некоторое время, а потом пусть расскажет, что он слышал. Может быть это будет звук пролетевшей мухи, вой ветра за окном, скрип двери.

«Повтори за мной»

Взрослый отстукивает простой ритм ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.

Игры для развития фонематического слуха для детей 5-7 лет

1. Найди звук

Выясните, какие звуки путает ваш малыш: ж-ш; с-ш; л-р; в-л или другие. Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

2. Придумай слово
Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку.
3. Поймай звук

В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок,  услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

4. Общий звук.
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

5.  Поймай слово.

Все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

Игры для формирования лексико-грамматического строя детей:

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Для 3-4 лет:

«Какой, какая, какое?». Ребенку показываются картинки. Взрослый задает вопрос какой, какая или какое, в зависимости от рода. Ребенок должен правильно согласовать существительное с прилагательным. Например: Огурец (какой?) – зеленый, длинный, сочный.

«Где?». Взрослый загадывает предмет и спрашивает где он находится. Например: «Где стоит кружка?», ребенок должен ответить: «Кружка на столе». В этой игре закрепляются предлоги

Для 4-5 лет:

«Назови ласково».  Игру лучше проводить с мячом. Взрослый кидает мяч с загаданным словом и просит ребенка назвать его ласково. Например: слон – слоник.

«Какой, какая, какое?». Учить детей употреблять относительные прилагательные. Например: самолет из бумаги (какой?) – бумажный самолет.

Для детей 5-7 лет:

«1,2,3,4,5». Учить детей согласовывать числительные с прилагательными и существительными. Например: Один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки, пять мишек.

«А у меня». Учить детей сравнительной форме прилагательного. Например: у тебя карандаш длинный, а у меня еще длиннее.

Формирование связной речи

Для детей 3-4 лет рекомендуется рассматривать сюжетные картинки, например, иллюстрации сказок и проводить беседу про прочитанному. Просить рассказать знакомую сказку.

Детей 4-5 лет нужно учить составлять небольшие описательные рассказы, например о любимой игрушке. Составлять рассказы по серии сюжетных картин.

Детей 5-6 лет нужно учить составлять загадки-описания, составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на схему.

Дети в 6-7 лет могут самостоятельно придумывать продолжение рассказа, использовать в речи интонационно окрашенные диалоги персонажей.

В заключении хотелось бы рекомендовать вам, родители, уделять время подобным и другим речевым играм. В них можно играть не только дома, но и в дороге, на пикнике, стоя в очереди в магазине, ведь все эти игры ведут не только к речевой активности, но и познавательному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....