Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Хвостикова Галина Александровна

Технологическая карта и презентация к занятию по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" в старшей группе для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия

для старшего дошкольного возраста

по лексической теме:

 «Одежда, обувь, головные уборы».

                                                                                               

                                                                                                           Составила: учитель-логопед

Хвостикова Галина Александровна

Г. Санкт-Петербург

2021год

Технологическая карта подгруппового  логопедического занятия в старшей группе

Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы

Хвостикова Галина Александровна,

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №70  комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Тип группы

Группа для детей с ТНР,  Общее недоразвитие речи III уровня  (старшая группа).

Тип занятия

Повторение и систематизация полученных знаний.

Форма занятия

Подгрупповое.

Тема занятия

Одежда, обувь, головные уборы.

Используемые технологии

- коррекционно – развивающая;

- проблемная;

- здоровьесберегающая технология;

- игровая;

- информационно – коммуникативная

Цель

Формировать лексико-грамматический строй речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать словарь по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
  2. Закрепить умение изменять существительные в именительном и родительном падеже в единственном и во множественном числе.
  3. Закрепить умение образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
  4. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.
  5. Закрепить умение правильно употреблять предлоги В, НА, С

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  3. Развивать зрительную и слуховую  память.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  6. Развивать логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать функции контроля и самоконтроля.
  2. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
  3. Воспитывать умение слушать до конца заданный вопрос, ответы своих сверстников.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, зеркало, «шапочки» для пальчиковой гимнастики, картинки с изображением спортивной одежды, обуви и головных уборов, спортивного инвентаря, картинки для выполнения кинезиологических упражнений, фотографии детей, лепестки красного, жёлтого и синего цвета, сердцевина цветов - настроения.

Организационная структура логопедического занятия

Этап

логопеди-ческого

занятия

Задачи

этапа

Технологии

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность  учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Организа-ционный

Подготовка к занятию.

Создание положительного эмоционального настроя.

Проблемная

Здоровье-

сберегающая

Дети стоят в кругу.

Дети подходят к доске, на которой закреплены сердцевинки «цветов настроений».

Дети подходят к зеркалу.

Логопед предлагает детям встать в круг и взяться за руки: «Собрались все дети в круг. Ты-мой друг, и я – твой друг! Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!»

Ребята, посмотрите, у нас на доске необычные цветы. Это цветы настроения. Но у них нет лепестков. Возьмите лепесток того цвета, который подходит к вашему настроению и прикрепите его к соответствующей серединке. Замечательно, я вижу, что у вех (большинства) хорошее настроение.

Чтобы оно стало ещё лучше, давайте сделаем весёлую гимнастику!

Мимическая гимнастика :

- «Горы». Описание упражнения: поднять брови вверх, удерживать позу под счет до 5, повторить 2-3 раза.  

Мы на горку забрались –

Бровки вверх поднялись.

Мы с горки спустились –

Бровки вниз опустились

- «Хмурая тучка»  Описание упражнения:

нахмурить брови, удерживать позу на счёт до 5. Повторить 2-3 раза.

Темная тучка по небу бежала,

Как бровки нахмурить, нам показала.

-- «Толстячок – худышка». Описание движения: надуть щеки, удерживать под счет до 5, втянуть щёки, удерживать на счёт до 5, чередовать движения 2-3 раза

Воздух в щеки мы набрали,

Толстячка всем показали.

Чтоб на худого нам взглянуть,

Надо щеки внутрь втянуть.

- «Мартышки». Описание упражнения:

Логопед читает стихотворение, дети по команде придумывают свою гримасу.

Мы – веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Как скажу я цифру «три»,

Все с гримасами – замри!

Молодцы! А теперь «отомрите» и ко мне повернитесь. Мы с вами отлично «размялись» и подготовились к занятию.

Дети, стоя в кругу повторяют слова за логопедом, улыбаются.

Дети выбирают лепестки и прикрепляют их к сердцевинам цветка.

Дети, стоя перед зеркалом выполняют упражнения мимической гимнастики.

Основной этап

Формирование интереса к содержанию занятия.

Развитие логического, образного мышления.

фантазии.

Уточнение и активизация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы».

Проблемная

Коррекционно – развивающая.

Дети стоят полукругом перед логопедом.

А теперь я вам, ребятки, загадать хочу загадки.

   И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты... (шапку)

   Если дождик будет капать,

На дороге - лужи, слякоть,

Грязь - не вытянешь ноги,

Что наденешь? (Сапоги)

   Спортивную одежду

Не знает лишь невежда:

На теннисные корты

Что надевают? (Шорты)

    Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды надевают,

Разноцветную футболку,

А что на голову? (Бейсболку)

Ребята, кто догадался и может сказать, про что мы будем сегодня говорить на занятии?

Правильно, про одежду, обувь и головные уборы.

Ребята, вы любите заниматься физкультурой и спортом? Почему?

Внутренняя мотивация на деятельность.

Положительный эмоциональный настрой.

Самостоятельное обобщение.

Ответы детей – про одежду, обувь и головные уборы.

Ответы детей о пользе занятий спортом.

Формирование практических  навыков

словообразования.

Развитие логического, образного мышления.

Использование предлогов

В, НА, С

Проблемная

Коррекционно – развивающая.

Информационно- коммуникативная

Коррекционно – развивающая.

Дети смотрят на интерактивную доску.

Дети подходят к магнитной доске.

Поисковая деятельность.

Дети (в парах и индивидуально) самостоятельно распределяют картинки по местам.

К нам сегодня на занятие пришёл необычный мальчик. Почему необычный? Потому что он интерактивный…

Видеоролик на доске: «Я хочу здоровым быть, спортом заниматься.

Но какой мне выбрать спорт? Как мне одеваться?

Что мне делать? Как мне быть? Где одежду раздобыть?» - «говорит» мальчик.

Ребята, как вы думаете, где Ване купить спортивную одежду, обувь и головной убор?

Правильно, в спортивном магазине.

Мальчик говорит: «Спасибо, ребята, за совет».

Дидактическая игра «Магазин одежды»

Ребята, у нас в кабинете тоже открылся спортивный магазин. В нём много спортивной одежды, обуви и головных уборов. Только надо их разложить по местам. В магазине этим занимается специалист, он называется товаровед. Давайте и мы сейчас поработаем товароведами.

Логопед предлагает детям самим выбрать, какие вещи они будут убирать на определённое место.

Куда положишь головные уборы?

Куда повесите одежду?

А куда поставишь обувь?

Ответы детей:

«В спортивном магазине».

Дети рассматривают предметные картинки, прикреплённые на магнитной доске.

Ответы детей полными предложениями.

Дети группируют картинки по определённым признакам.

Развитие логического, образного мышления.

Уточнение и активизация словаря по теме

игровая

информационно- коммуникативная

Совместная деятельность.

Игра: «Что лишнее?»

Логопед обращает внимание, что остались «лишние» картинки (мяч, гантели, велосипед). «Ребята, почему вы оставили эти картинки?

А как называются эти предметы?

Правильно, это спортивный инвентарь».

Дети отвечают полными предложениями.

Обобщение.

Развитие общей моторики, координации движения.

Создание положительного эмоционального настрой.

здоровье-

сберегающая

игровая

Совместная деятельность.

Я предлагаю вам немного поиграть с мячом.

Физкультминутка: «Мячик»

Мы вместе поиграем в мячик:

Я отбиваю, а он скачет.

Его мы бросим в потолок,

А сами сделаем прыжок.

Мы мяч ногою поддадим,

И, как летит он, поглядим.

И вновь берем мы мячик в руки,

С мячом не знают дети скуки!

Дети соединяют пальцы рук кольцом,

отбивают воображаемый мяч,

подбрасывают «мяч» вверх,

руки на поясе, три прыжка,

удар ногой по «мячу»,

руку козырьком, глядят,

соединяют пальцы рук кольцом,

хлопают в ладоши.

Развитие логического, образного мышления, фантазии.

Формирование практических  навыков

словообразования.

информационно- коммуникативная

коррекционно – развивающая

здоровье-

сберегающая

       Кинезиологическое упражнение «Юный модельер»

Молодцы, ребята. Мы немного отдохнули, а теперь у меня к вам серьёзный вопрос: как вы думаете, кто придумывает модели одежды, обуви и головных уборов?

Правильно, это модельер. Давайте представим, что мы – модельеры и нам надо украсить одежду для спортсмена.

Выбирайте, кто что будет украшать и садитесь за столы.

Какие замечательные рисунки. Как вы думаете, для какого спортсмена подойдут эти предметы?

Правильно. Значит какой у нас получился костюм?

А ботинки?

А шапка?   Молодцы!

Дети отвечают полными предложениями.

дети выбирают рисунки с нарисованной одеждой, обувью или головным убором, садятся за столы и двумя руками одновременно рисуют симметричные узоры на предметах.

Ответы детей: лыжник; лыжный костюм, лыжные ботинки, лыжная шапка.

Уточнение и активизация словаря по теме

Формирование практических  навыков словоизменения и

словообразования.

Поисковая

информационно- коммуникативная

коррекционно – развивающая

Дети стоят полукругом около интерактивной доски.

Дидактическая игра:

«Назови ласково»

Ребята, смотрите, к нам опять пришёл наш знакомый мальчик Вова. Похоже, ему так понравился костюм, который вы украшали, что он решил стать лыжником.

У Вовы есть младший братик Ваня. Он тоже любит заниматься спортом и у него есть спортивная одежда, только она маленького размера. Давайте назовём Ванину одежду. Н-р: у Вовы - куртка, а у Вани – курточка;

у Вовы - костюм, а у Вани -…;

у Вовы - ботинки, а у Вани -…;

у Вовы  - футболка, а у Вани -…;

у Вовы - кроссовки, а у Вани -…;

у Вовы - шапка, а у Вани -…;

Молодцы, всё правильно назвали.

Дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развитие мелкой моторики; речевого дыхания.

здоровье-

сберегающая

игровая

Дети стоят полукругом перед логопедом.

А сейчас давайте отдохнём и пальчики разомнём  - пальчиковая гимнастика «шапочки».

Указательный пальчик шапочку надел,

Грелся, грелся и вспотел…

Средний пальчик шапочку надел,

Грелся, грелся и вспотел…

Безымянный пальчик шапочку надел,

Грелся, грелся и вспотел…

Мизинчик тоже шапочку надел,

Грелся, грелся и вспотел…

Большой пальчик тоже шапочку надел,

Грелся, грелся и вспотел…

Дети выполняют движения с логопедической шапочкой в соответствие с текстом песенки.

Формирование практических  навыков словоизменения.

Развитие логического, образного мышления.

поисковая

информационно- коммуникативная

Дети подходят к магнитной доске и рассматривают фотографии.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Молодцы, замечательно поиграли, пальчики «размяли».

Ребята, я знаю, что вы любите заниматься физкультурой в детском саду. У вас есть спортивная одежда для этих занятий. На прошлой неделе я вас фотографировала в спортивной одежде. Сделала по две фотографии каждого. Посмотрите на них и скажите, чем отличаются пары фотографий?

Правильно, вы очень наблюдательные и внимательные.

Дети сравнивают фотографии. Отвечают полными предложениями.

(н-р: На второй фотографии нет…)

Формирование практических  навыков словоизменения.

Уточнение и активизация словаря по теме

информационно- коммуникативная

коррекционно – развивающая

Дети стоят полукругом перед логопедом.

Дидактическая игра «А что у вас?»

У вас замечательная спортивная одежда и обувь. Вам в ней удобно заниматься физкультурой?

Ребята, я думаю, что у вас дома много одежды, обуви и головных уборов.

Вика у тебя дома одна футболка?

Костя, у тебя дома одни шорты?

Лёша, у тебя дома одни кроссовки?

Яша, у тебя дома одна шапка?

Дети отвечают полными предложениями,

используя слова в Р.п., ед. или мн. числа. Или согласуют

числительные с существительными

Итог.

Рефлексия.

Уточнение и активизация словаря по теме

Формирование практических  навыков словоизменения и

словообразования.

Развитие связной речи.

Создание положительного эмоционального настроя.

коррекционно – развивающая

Поисковая

информационно- коммуникативная

Дети стоят полукругом около интерактивной доски.

Дети встают полукругом перед логопедом.

Дети подходят к магнитной доске.

Дети выходят из кабинета.

Ребята, наш знакомы мальчик Вова очень вам благодарен за помощь. (Герой на интерактивной доске благодарит детей за помощь и говорит, что ему было интересно побывать на занятии.)

Логопед спрашивает детей: «Ребята, вам понравилось занятие? Если понравилось, возьмите зелёный или оранжевый лепесток, прикрепите его к серединке цветка весёлого настроения и скажите, какая игра вам понравилась больше всего. А если вам трудно было или что-то не понравилось, тогда возьмите лепестки фиолетового цвета, прикрепите к цветку грустного настроения и скажите, какое упражнение у вас вызвало затруднение.

В завершение нашего занятия я дарю вам ваши фотографии. Дома вы можете поиграть с родителями в игру «Найди отличия».

Спасибо за занятие!

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.

Ответы детей полными предложениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для открытого занятия Тема «Спортивная одежда, обувь и головные уборы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Насекомые".

Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия для детей 5-6 лет с логопедическим заключением: ТНР, ОНР, II-III уровень речевого развития.Лексическая тема: "Насекомые"....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...

.План - конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с ОНР. Тема «В поисках снеговика»

Цель: автоматизация звука «с» изолированно,  в слогах и словахКоррекционно-образовательные задачи:- уточнить произношение звука «с»- автоматизировать правильное произношен...