Планирование индивидуальной работы с детьми, имеющими ТНР
методическая разработка по логопедии

Федоренкова Елена Геннадьевна

Планирование индивидуальной работы с детьми, имеющими ТНР осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, включенным в Рабочую программу учителя-логопеда, где отражены все основные направления коррекционной работы с каждым ребёнком: психические и фонематические процессы, мелкая моторика, речевое дыхание, лексико-грамматический строй, связная речь, слоговая структура слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_individualnoy_raboty_s_detmi_s_tnr.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование индивидуальной работы с детьми, имеющими ТНР

Учитель-логопед МДОУ «Д/с № 14 «Тополек»

Федоренкова Е.Г.

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

В связи с этим, в коррекционно-развивающей работе учитель-логопед активно используют личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для планирования индивидуальных занятий с детьми, имеющими ТНР. Индивидуальное планирование представляет собой варианты заданий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Во время индивидуальных занятий по развитию звукопроизношения: артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, задания и игры подбираются в соответствии с возрастом детей, учитываются их возможности и индивидуальные особенности.

Планирование индивидуальной работы с детьми, имеющими ТНР осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, включенным в Рабочую программу учителя-логопеда, где отражены все основные направления коррекционной работы с каждым ребёнком: психические и фонематические процессы, мелкая моторика, речевое дыхание, лексико-грамматический строй, связная речь, слоговая структура слов.

Таким образом, планирование индивидуальной работы с детьми, имеющими ТНР строится комплексно, системно, охватывая все вышеуказанные направления. Правильно организованная индивидуальная работа позволяет скорректировать имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми, имеющими ТНР

4 неделя «Краски осени»

Время занятий

Имя ребенка

Задания по лексической теме:

Постановка звука

Автоматизация

Дифференциация

1

Артикуляционная гимнастика: индивидуально

Развитие мелкой моторики рук:

  • Летом деревья росли, зеленели.    

(Руки – «деревья»)

  • Осенью листья на них пожелтели.

(Кисти рук – «падают»)

  • Стали деревья листья терять.        

(Поочерёдно пальцы прижимаются к ладони)

  • Стали деревья листья ронять.        

(Пальцы по очереди стучат о крышку стола)

  • Тихо ложится листок за листком.

(Плавно кладём ладони на крышку стола)

  • Скоро накроет листья снежком.    

(Одна ладонь накрывает другую)

Развитие речевого дыхания:

Сдуй осенние листочки с дерева.

Развитие фонематического слуха и восприятия:

Игра «Запомни — повтори».

Развитие ВПП:

«Что перепутал художник?»

Формирование лексико-грамматического строя:

  • Летом солнце яркое, а осенью –
  • Летом небо светлое, а осенью –
  • Летом день длинный, а осенью –
  • Летом тучи ходят высоко, а осенью -

Развитие связной речи:

Составь предложения со словосочетания-ми: желтые листья, сухая трава, перелет-ные птицы.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуальной работы с детьми в старшей группе.

1 Квартал.Сентябрь. Образовательная область. Неделя 1. Неделя 2. Неделя 3Неделя 4. «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание....

Планирование индивидуальной работы с дошкольником, имеющим системное недоразвитие речи.

Данный вид планирования отражает содержание коррекционно-логопедической деятельности учителя-логопеда с дошкольником, имеющим системное недоразвитие речи. Планирование разработано с  учетом кален...

Консультация для педагогов "Планирование индивидуальной работы с детьми"

В соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также для каждого воспитанника должна предоставляться возможность...

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В тесном контакте с воспитателями групп учитываем особенности каждого ребенка и создаем условия для его развития. Во всех группах созданы зоны самостоятельной художественной деятельности, гд...

"Методические рекомендации для учителей-логопедов « Планирование индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией»

Актуальность работы заключается в том ,что продолжающееся увеличение детей с нарушениями речи, требует систематизации используемых средств, методов и приемов по преодолению дизартрических расстройств ...

Содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в освоении двигательных умений и навыков, подготовительная группа

Содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в освоении двигательных умений и навыков, подготовительная группа...