Конспект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему: "Фрукты. Звук /А/"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ознакомление со звуком /А/  и его характеристикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty._zvuk_a.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе

«Фрукты. Звук /А/»

Тема: Фрукты. Звук /А/

Цель: ознакомление со звуком /А/ и его характеристикой.

Задачи:

Образовательные: учить четко интонировать звук, выделять его из ряда гласных;

Упражнять в образовании формы родительного падежа существительных в единственном числе;

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Закреплять умения согласовывать существительные с прилагательными.

Коррекционные: развивать фонематический слух;

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Формировать звуковой анализ;

Развивать зрительную память;

Расширять активный словарный запас.

Развивать связную речь

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к занятию;

Развивать инициативу

Оборудование: конверт, коробка, фруктовые косточки, карточки «фрукты», красные круги по количеству детей, иллюстрация Африки, игрушечный самолет, игрушка попугай, аудиозапись, картинки зашумленных фруктов, карточки с заданиями.

1. Организационный момент

Логопед: дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

(дети стоят в кругу и «передают» улыбку друг другу)

2. Основная часть

Логопед: Ребята, когда я пришла на работу, у нас под дверью лежало письмо и коробочка. Давайте рассмотрим конверт , интересно от кого это письмо

(дети передают друг другу и рассматривают, рассуждают , замечают картинки обезьян на конверте)

Логопед:  почти догадались, это письмо нам прислал директор зоопарка. У него случилась следующая неприятность: он заказал для обезьян зоопарка фрукты. Когда открыл посылку , внутри не было ни одного фрукта

(логопед демонстрирует содержимое коробочки)

Ребята , что вы видите?

Дети: косточки

Логопед: Откуда здесь косточки

(дети высказывают предположения)

Логопед: да, кто-то съел фрукты и от них остались только косточки . Кто же мог съесть фрукты? Он должно быть был очень маленький и прожорливый.

Дети: гусеница

Логопед: правильно, хотите узнать какие фрукты здесь были?

Дети: Да

(логопед раздает листы с картинками фруктов в разрезе с косточками)

3.Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Логопед:  выберите косточку и найдите на карточках от какого фрукта она.

(дети выполняют задание)

Логопед: Расскажите какие фрукты были в посылке

(дети отвечают полным ответом) (манго, абрикос, алыча, груша,  хурма, апельсин, айва)

Логопед: Нужно помочь директору зоопарка, посылку он больше не хочет заказывать, нужно отправиться самим за фруктами. Ребята, а где у нас растут такие экзотические фрукты?

Дети : в Африке

4.Характеристика звука /А/

Логопед: правильно. Предлагаю отправиться в ААААфрику. Какой вы услышали первый звук в названии континента?

Дети: /А/

(логопед еще раз произносит звук /А/ и анализирует артикуляцию звука по схеме, привлекая детей к анализу)

Логопед: звук /А/ гласный, при произношении данного звука, рот широко открыт , воздух выходит свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук /А/ тянуть долго и даже пропеть. Поэтому он называется гласным, от слова голос, глас. Гласный звук будем всегда обозначать красным цветом.

Воздух  свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

Логопед: на чем мы можем отправиться в Африку? (демонстрирует картинку самолета). Отправимся на Аэролайнере.

5.Развитие фонематического восприятия.

Давайте заведем его.

Игра «Сигнальщики».

Если услышите звук , поднимите красные кружочки

Выделение звука /А/ из ряда гласных:

А, у, и , э, а , о, и, а , а, ы, и, а, о, у , э

Выделение звука /А/ из ряда слогов:

Ох, ам, ум, эк, па, вы, ти, ма, ны, ма

Логопед: молодцы, мы завели Аэролайнера, отправляемся в полёт.

6.Физ. минутка

Руки ставим мы вразлёт

Отправляемся в полёт

(руки в стороны)

Мах крылом туда-сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Раз и два, раз и два!

(хлопки в ладоши)

Руки в сторону держите,

(руки в стороны)

Друг на друга посмотрите!

(повороты туловища вправо и влево)

Раз и два, раз и два!

(прыжки на месте)

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

(На мольберте иллюстрации африканских джунглей и фруктов)

Посмотрите сколько фруктов здесь растет. Давайте не будем терять время и соберем фрукты для зоопарка.

Ой, что такое , посмотрите вход в джунгли перекрыт забором, на калитке замок. Как же мы попадём туда?

Логопед демонстрирует игрушку попугая Ару. Включает запись голоса.

Я – попугай Ара. Я охраняю наши джунгли. Что вам нужно?

Дети вступают в диалог.

Я вам открою калитку, после того как вы пройдете мои задания.

У меня под крылом задания, читайте и выполняйте их.

Логопед берет первое задание.

7. Развитие зрительного восприятия.

Отгадайте какие фрукты спрятаны. Логопед показывает зашумленные картинки фруктов.

Второе задание: Нужно посчитать фрукты.

8.Упражнять в согласовании существительных с числительными.

 Логопед демонстрирует карточки, на которых нарисован ананас и цифры от 1 до 6. Дети пересчитывают ананасы, затем абрикосы

Третье задание: поиграть с попугаем.

9.Развитие памяти и упражнять в образовании формы единственного числа родительного падежа существительных.

Логопед вступает в диалог с Арой и включает аудиозапись.

Попугай: я вам  буду показывать фрукты, а потом один прятать, вы должны будете отгадать, какой фрукт я спрятал.

10.Выделение звука /А/ из состава слова

Логопед включает аудиозапись: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, калитка открыта вы можете взять фрукты для своих друзей.

Логопед:  Но нам нужно собрать только те фрукты, в названии которых можно услышать звук /А/.

(Дети выполняют задание. Отбирают картинки складывают их в коробку)

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад .

11.Пальчиковая гимнастика

В Африке мы побывали

(ритмично соединяются мизинцы)

Много фруктов мы собрали

(безымянные пальцы)

Есть лимоны , апельсины,

(средние)

Дыни, сливы, мандарины

(указательные пальцы)

Обезьянкам помогли

(все пальцы вместе)

Ценный груз доставили

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Логопед: чтобы наш аэролайнер взлетел , нужно вспомнить все слова со звуком /А/, которые сегодня встречались на занятии.

(дети называют слова)

Молодцы, вот мы и в детском саду. Завтра я сама отвезу фрукты в зоопарк.

12.Итог занятия

Логопед: Ребята, кому мы вы сегодня помогли?

С каким звуком познакомились? Каким цветом обозначается звук /А/. Какие слова со звуком /А/ вы запомнили?

Что вам понравилось больше всего?

Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями и благодаря вам обезьянки зоопарка о

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

"Звуки б, б\' и буквы Б, б. Клоуны Бим и Бом". Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

«Звуки х, х\'. Хомяк-Хвастун». Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

Конспект НОДпо обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Космическое путешествие»

Конспект по обучению грамоте в подготовительной логопедической  группе «Космическое путешествие»...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Космическое путешествие»

Конспект по обучению грамоте в подготовительной логопедической  группе «Космическое путешествие»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...