Консультация для родитeлeй "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая группа)

Любовь Горшкова

Формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие) происходит неразрывно. Нeльзя делать акцент на одном процессе и не развивать другой. В таком случаe, происходит несогласованная работа мозговых процессов.

У детей с различными речевыми нарушениями отмечается недостаточная сформированность всех психических процессов. Остановимся сегодня на внимании ребенка.

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков счета, письма и чтения. Не внимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В тоже время нельзя забывать о том, что в процессе работы, косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые занятия не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому взрослому следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя, таким образом произвольное внимание с непроизвольным, взрослые развивают у детей и то и другое.

Перед тем, как планировать работу по развитию детского внимания в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, нужно помнить, что основной вид деятельности у детей - игра.

Игры на развитие внимания

  • «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.

  • «Чего не стало?»

Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.

  • «Таинственные шумы»

Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)
Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.

  • «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на  рисунок,  на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо  помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

 

Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родитeлeй

"Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие) происходит неразрывно. Нeльзя делать акцент на одном процессе и не развивать другой. В таком случаe, происходит несогласованная работа мозговых процессов.

У детей с различными речевыми нарушениями отмечается недостаточная сформированность всех психических процессов. Остановимся сегодня на внимании ребенка.

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков счета, письма и чтения. Не внимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В тоже время нельзя забывать о том, что в процессе работы, косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые занятия не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому взрослому следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя, таким образом произвольное внимание с непроизвольным, взрослые развивают у детей и то и другое.

Перед тем, как планировать работу по развитию детского внимания в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, нужно помнить, что основной вид деятельности у детей - игра. 

Игры на развитие внимания

  • «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.

  • «Чего не стало?»

Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.

  • «Таинственные шумы»

Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)
Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.

  • «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на  рисунок,  на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо  помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.



Предварительный просмотр:

Консультация для родитeлeй

"Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"

Формирование всех психических процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие) происходит неразрывно. Нeльзя делать акцент на одном процессе и не развивать другой. В таком случаe, происходит несогласованная работа мозговых процессов.

У детей с различными речевыми нарушениями отмечается недостаточная сформированность всех психических процессов. Остановимся сегодня на внимании ребенка.

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков счета, письма и чтения. Не внимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В тоже время нельзя забывать о том, что в процессе работы, косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые занятия не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому взрослому следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя, таким образом произвольное внимание с непроизвольным, взрослые развивают у детей и то и другое.

Перед тем, как планировать работу по развитию детского внимания в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, нужно помнить, что основной вид деятельности у детей - игра. 

Игры на развитие внимания

  • «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.

  • «Чего не стало?»

Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.

  • «Таинственные шумы»

Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)
Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки. Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.

  • «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на  рисунок,  на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо  помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Внимание – уникальное свойство психики человека. Его «качество» необходимо не только для успехов в учебе, но и в любом другом деле. Поэтому не жалейте времени на игры с ребенком. Даже 10-15 посвященных играм минут в день могут стать залогом устойчивого внимания. Главное, заниматься регулярно и поощрять даже крошечные успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"

Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в ...

Консультация "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"

    Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего  мира, позволяя им сконцентрироваться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из по...

Консультация для педагогов «Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»

Консультация для педагогов«Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики,...

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...

Консультация для родителей: "Игры и упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".

Очень часто родители и педагоги сталкиваются проблемой  и неустойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста. И это действительно актуальная проблема на сегодняшний день, поскольку вни...