Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки М и Мь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуками М и Мь;

- научить характеризовать звуки М и Мь по акустическим и артикуляционным признакам ;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

 - упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать фонематические процессы;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_27_starshaya_gruppa._zvuki_m_i_m.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки М и Мь». Занятие № 27

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуками М и Мь;

- научить характеризовать звуки М и Мь по акустическим и артикуляционным признакам ;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

 - упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать фонематические процессы;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуком М (на второе занятие со звуком Мь);

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие,

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Организационный момент.

Игра «Подскажи словечко» - сядет тот, кто вспомнит слово на звук М (или со звуком М в начале или конце слова).

Социально-коммуника-тивное развитие,

Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Пальчиковая игра «Два медведя».

Сидели два медведя

На тоненьком суку, (руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки, ребенок поворачивается то влево, то вправо); 

Один – читал газету. (разводим руки в стороны – читаем газету);

Другой молол муку. (стучим кулачками друг о друга);

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба плюхнулись в муку. (кулачки падают на колени);

Нос в муке, (показываем пальцев на нос);

хвост в муке (показываем пальцем за спину);

Уши в кислом молоке. (беремся пальчиками за ушки).

МММУКА – какой первый звук в этом слове??? –М.

Дайте ему характеристику? – Согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.

МММЕДВЕДИ – какой первый звук в этом слове? – МЬ.

Дайте ему характеристику? – Согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом. (при затруднениях – логопед задает наводящие вопросы).

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки М и Мь.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика.

На шипящие звуки.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Отгадай загадку.

А) Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

Б) Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

В) Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
(Молоко)

Г) Рогатый, а не бодается.
(Месяц)

Д) Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Ж) Белый камушек растаял,
на доске следы оставил.
(Мел)

З) Раскаленная стрела дуб свалила у села.
(Молния)

И)  Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

По мере отгадывания загадок – картинки выставляются на доске: МАЛИНА, МЕДВЕДЬ, МОЛОКО, МЕСЯЦ, МОРКОВЬ, МЕЛ, МОЛНИЯ, МЕТРО

Социально-коммуника-тивное развитие     Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность , Игровая деятельность

  1. Игры «Чего не стало» и «Что изменилось» с картинками на М и Мь. Деление слов на слоги.

Социально-коммуника-тивное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность, Коммуника-тивная деятельность

  1. Игра «Подари картинку Маше или Мише».

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли Маша и Миша.
МММАША – какой первый звук в этом имени.
М –твердый.

МММИША – какой первый звук в этом имени? Мь – мягкий.

Давайте Маше подарим картинки на твердый звук М, а Мише – на мягкий звук Мь.

Отбор картинок с проговариванием:

Я подарю Маше МОЛОКО. В слове МОЛОКО первый звук М.

Я подарю Мише МЕДВЕДЯ. В слове МЕДВЕДЬ первый звук Мь. 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Как у наших,  у ребят

Ножки весело стучат;

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

 А устали ножки,

Хлопают ладошки.

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Речевое развитие

Продуктивная деятельность, коммуника-тивная деятельность

  1. Звуковой анализ.

Звуковой анализ слогов  АМ – МА, УМ-МУ, ОМ – МО – игра «Живые звуки».

Звуковой анализ слов – МАК, МИ (нота) – игра «Живые звуки».

Социально-коммуника-тивное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «4 лишний».

В названии всех картинок спрятался звук М, и только в названии одной картинки спрятался звук Мь – она то и будет лишней, найдите ее.

МАК,  МУХА, СОМ, МЕСЯЦ

Какая картинка лишняя? – МЕСЯЦ. (звук Мь – мягкий)

Что такое МЕСЯЦ?

- Это видимая часть луны, или часть года (например, январь – месяц) – т.е. МЕСЯЦ – это многозначное слово (логопед объясняет).

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Составление предложения и схемы.

Составьте предложение со словом МЕСЯЦ? –

НАСТУПИЛ МЕСЯЦ ФЕВРАЛЬ.

МЕСЯЦ СИЯЕТ В НЕБЕ.

Составление схем предложений.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия, оценка работы детей.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Домашнее задание.

Нарисовать картинки со звуком Мь.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...