Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Ф и Фь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам;

- развивать у детей фонематические процессы;

- упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать просодические компоненты речи;

-воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_29_starshaya_gruppa._zvuki_f-f.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки Ф и Фь». Занятие № 29

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам;

- развивать у детей фонематические процессы;

- упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать просодические компоненты речи;

-воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками;

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала ;

- картинки для звукоподражания;

- предметные картинки на Ф и Фь;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания схемы предложения и деления слов на слоги;

- куклы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие,

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Организационный момент .

Сядет тот, кто правильно скажет…

Игра «Скажи наоборот».

МА-МА-МА -   мя-мя-мя

МУ-МУ-МУ – мю-мю-мю

МО-МО-МО – мё-мё-мё

МЫ-МЫ-МЫ – ми-ми-ми

То же самое со звуком Н.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие общей моторики.

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом. (дети шагают на месте).

Жаркий день, сядем в тень,

Мы под дубом посидим. (Садятся на корточки).

Мы под дубом полежим. (Кладут голову на ладони),

Потом дальше пойдем. (Встают, шагают).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мелкой моторики.

ДОЖДИК.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька. (соединяют поочередно пальцы правой и левой руки),

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал. (Ребром правой ладони «режут» левую ладонь и наоборот),

И перестал. (тихо кладут руки на стол).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Массаж лица .

Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимических мышц.

Выразить эмоциональное состояние (настроение):

ДОВОЛЕН – НЕДОВОЛЕН;

ВИНОВАТ – НЕВИНОВЕН;

СЧАСТЛИВ – НЕСЧАСТЛИВ;

СПОКОЕН – РАССЕРЖЕН.

Социально-коммуника-тивное развитие    Физическое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти – движения нижней челюстью вправо-влево.

Для губ – попеременные движения по тексту стихотворения:

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

Чтоб понравится лягушкам –

 Тянем губки прямо к ушкам!

Для языка – попеременное покусывание (зубами), пошлепывание (губами) языка.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Работа над голосом:

Волк воет – ВВВВВ

Филин кричит ФУБУ, ФУБУ

Самолет летит – УУУУУ

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Тема занятия.

Логопед: Однажды Незнайка отправился в путешествие на воздушном шаре (выставляет картинку), засмотрелся на ворону и не заметил, как из шара стал выходить воздух – ФФФФФФФ

А Ваня в это время играл в футбол (выставляется следующая картинка для звукоподражания). Он сильно ударил по мячу и в мяче образовалась маленькая дырочка. Ваня услышал вот такой звук ФьФьФьФьФь.

Звуки Ф и Фь мы будем учиться различать сегодня.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое, индивидуальное произнесение звуков Ф и Фь с наблюдением артикуляции в зеркало,  при тактильно-вибрационном контроле (рука на горлышке).

Характеристика звуков:

Звук Ф – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

Звук Фь – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой.

Чем звуки похожи?

Чем звуки отличаются?

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха.

ИГРА «УСЛЫШЬ СЛОВЕЧКО».

Нужно поднять флажок, если услышишь слово, которое скажу правильно.

Милин, пилин, ФИЛИН, килин.

Мутбол, кутбол, дутбол, ФУТБОЛ.

Мея, ФЕЯ, пея, тея.

Монарь, коварь, ФОНАРЬ, топарь.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Чтобы было все в порядке,

Делай каждый день зарядку.
Руки вверх поднимай!
их опускать не забывай.

На носочки становись

И до неба дотянись.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Закрепление звуков Ф и Фь в слогах.

Игра «Прибавляй нужный слог – фа или фе»

СО..,(ФА)

КО … (ФЕ)

ДРО.., (ФА)

КА… (ФЕ)

Составление схем слогов ФА, ФИ.

Социально-коммуника-тивное развитие    Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность, игровая деятельность

  1. Закрепление звуков Ф и Фь в словах.

Игра «Подарки для Феди и Фаины».

Дети выбирают картинку, определяют, какой из звуков Ф или Фь присутствует в названии картинки, а затем дарят картинку со звуком Ф – ФАИНЕ, со звуком Фь – ФЕДЕ.

Свои действия сопровождают фразой:

Я ПОДАРЮ ФАИНЕ ФОНАРЬ.

Я ПОДАРЮ ФЕДЕ ФИЛИНА.

Звуковой анализ слова ФЕН с выкладыванием графической схемы и последующим анализом.

Деление слов со звуками Ф и Фь на слоги – составление схем.

Игры «Чего не стало» и «Что изменилось» с картинками на Ф и Фь.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Закрепление звуков Ф и Фь в предложениях.

Составление предложений со словами ФЕЙЕРВЕРК и СВЕТОФОР.

Анализ составленных предложений, выкладывание схемы.

СВЕТОФОР СТОИТ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ.

МЫ ВИДЕЛИ КРАСИВЫЙ ФЕЙЕРВЕРК.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Закрепление звука Ф и Фь в тексте.

Выделение из текста слов со звуками Ф  и Фь.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками мы познакомились?

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуни-кативная деятельность

  1. Домашнее задание.

Нарисовать картинки на звуки Ф и Фь.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...