Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки В и Вь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей характеризовать звуки В-Вь в сравнительном плане;

- развивать у детей умение анализировать предложения, слова, слоги;

- развивать фонематические процессы;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_32_po_fgos._starshaya_gruppa._zvuk_v.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки В и Вь». Занятие №32

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей характеризовать звуки В-Вь в сравнительном плане;

- развивать у детей умение анализировать предложения, слова, слоги;

- развивать фонематические процессы;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуками В и Вь;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Организационный момент.

Логопед просит вспомнить детей слова-названия картинок на звуки Д и Дь.

Социально-коммуникативное развитие      Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Развитие общей моторики.

К самовару в гости прибежали (дети стоят в кругу, один ребенок посередине),

Дружно чашки наполняли: (идут к середине круга, здороваются),

Вкусный чай у самовара, (расходятся),

Он с ромашковым отваром. (идут по кругу друг за другом).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре  (одна ладонь скользит по другой по кругу),

Мы посуду перемыли: (ладони прижаты друг к другу),

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И Большую поварешку. (открывают по одному пальчику, начиная с мизинца).

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие мимических мышц.

Выразить мимикой свое эмоциональное состояние:

- разбили чашку – огорчение;

- купили новую посуду – радость ;

- много грязной посуды – неудовольствие.

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Улыбка-Трубочка

Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю губу;

Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним зубам;

Упереть кончик языка в левую щеку, в правую щеку;

Широко открыть рот и многократно произнести  звук А.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом – звуком У спеть знакомую песенку.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Тема занятия.

Дети рассматривают картинку для звукоподражания – ВЬЮГА ВОЕТ.

Логопед: ВЬЮГА ВОЕТ и издает такой звук В-В-В-В.

Повторите этот звук. А маленькая вьюга воет Вь-Вь-Вь.

Повторите этот звук. Со звуками В и Вь мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети по одному произносят звук В. Затем дают его характеристику.  (с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

Звук В – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.

Далее эта же работа проводится со звуком Вь .

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой.

Чем похожи звуки В и Вь?

Чем отличаются звуки В и Вь?

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:

ВА-ВО-ВУ-ВИ

ВИ-ВА-ВОУ-ВЕ и др.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

И кружимся потом.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ. Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука в словах.

Определение места звука В и Вь в словах – названиях картинок.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с простыми предлогами. Определение количества слов в предложении. Логопед акцентирует внимание детей на «маленьких словах» - предлогах.

Составление схем предложений.

ВОЛК СИДИТ ПОД ДЕРЕВОМ.

ВИТЯ ЕДЕТ НА ВЕЛОСИПЕДЕ.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста сначала слов со звуком Вь, а затем со звуком В.

Верчу колеса, руль верчу.

Весельчака везу к врачу.

Воротилась Варвара из города,

Привезла новостей три короба.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия.

Какие звуки мы учились сегодня различать?

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Оценка работы детей, домашнее задание – нарисовать в тетради картинки со звуком В и Вь.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...