Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки В и Вь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 - Закрепить  навык  произношения  и характеристики  звуков  В и Вь;

- Различать  звуки В-ВЬ;

- Развивать  фонематический  слух;

- Тренироваться в выделении звука «В» в слогах, словах и тексте;

- Тренироваться в определении места звука «В» в словах (начало, середина);

- Проводить звуковой анализ  слов ВИКА, ВОВА;

- Составлять  предложения со словом ВОЛК.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_33_starshaya_gruppa._zvuki_v-v.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки В и Вь». Занятие № 33

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

 - Закрепить  навык  произношения  и характеристики  звуков  В и Вь;

- Различать  звуки В-ВЬ;

- Развивать  фонематический  слух;

- Тренироваться в выделении звука «В» в слогах, словах и тексте;

- Тренироваться в определении места звука «В» в словах (начало, середина);

- Проводить звуковой анализ  слов ВИКА, ВОВА;

- Составлять  предложения со словом ВОЛК.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Игрушка плюшевая ВОЛК
  • Магнитная доска.
  • Зеркала (индивидуальные).
  • Звуковички (индивидуальные).
  • Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
  • Флажки с символом звука «В» (индивидуальные).
  • Наборы для составления схемы предложения.
  • Сюжетная картинка со стихотворением.

Ход деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Орг. Момент:

Логопед: - Ребята сегодня на занятии мы с вами будем повторять звук, а какой мы узнаем, отгадав загадку:

                  Кто зимой холодной,

                  Ходит злой, голодный.

Дети: - Волк.

Логопед: - Скажите, какой первый звук в слове ВВВОЛК.

Дети: - Звук «В».

Логопед: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришел ВВВОЛК.

                -А ВВВОЛК, кто он?

Дети: - Волк дикое животное.

Логопед: - А волк, посмотрите какой?

Дети: - Злой, серый… .

Логопед: - Ребята, а волк хочет, вместе с нами заниматься, он тоже хочет учиться правильно проговаривать звук «В»

                          - Научим волка?

          Дети: - Да.

          Логопед: - И волк станет добрым и подарит нам подарки.

Социально-коммуника-тивное развитие, Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ВВВОЛКА:

                         Вася, Вова, Ваня, Вика –

                         Собирали ежевику.

                         В лесу волка увидали,

                         Быстро, быстро побежали.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика:

     Для губ:                             Для языка:  -

улыбка                         - покусаем нижнюю    губку - заборчик                             - блинчик

 трубочка                             - горка

( по 3 раза)

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Артикуляционный образ звука

Звучит аудиозапись – ВЬЮГА.

           ВВВВ…… .

Логопед: - Ребята, кто это воет?

Дети: - Это вьюга воет.

Логопед: - Да, это воет вьюга.

               - Давайте, мы с вами споём песенку Вьюги ( слегка прикусим верхними зубками нижнюю губу).

Дети: - ВВВВ….

Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звуку «В».

                - Звук «В» - какой?

Дети: - согласный, твердый, звонкий.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Слоговые дорожки:

Логопед: - Сейчас, мы будем проговаривать слоговые дорожки.

         ВА-ВО-ВУ-ВЫ

         ТВА-ТВО-ТВУ-ТВЫ

         КВА-КВО-КВУ-КВЫ

               - Чистоговорку:

          ВА-ВА-ВА- вот сидит сова.

Речевое развитие    Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

  1. Фонематический слух:

Логопед: - Я буду говорить слова, а вы когда услышите в словах звук «В», будете поднимать флажки с символом.

           Ваза, молоток, сова, вагон, муха, ива, стул, вата, ванна, собака.

Речевое развитие

Продуктивная деятельность

  1. Слова:

Логопед: - Давайте, мы с вами вспомним имена детей из пальчиковой гимнастики.

Дети: - Ваня, Вова, Вася, Вика  (исключение).

Логопед:- А какой первый звук в именах

                  Ваня, Вова, Вася.

Дети: - Звук «В» - он согласный, твердый, звонкий.

Логопед: - А в имени Вика, какой звук «ВЬ»?

Дети: - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий.

Логопед: - А что собирали дети в лесу?

Дети: - ежевику.

Логопед: - А в слове ежевика, какой звук «ВЬ»?

Дети: - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий. 

Логопед: - А где спрятался звук «ВЬ» в слове ежевика.

Дети: - В середине слова.

Логопед: - А кто знает, что такое ежевика?

Дети: - …… .

Логопед: - Да, ежевика – это лесная ягода.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка:

            Ветер дует нам в лицо,

            Закачалось деревцо.

            Ветерок - все тише, тише,

            Деревцо – все выше, выше.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Анализ слов:

Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим схему имени ВИКА

               - А Вика, это кто?

               - Сколько слогов?

               Схема:   -Сколько звуков в слове? – Сколько согласных?  - Сколько гласных?  - Сколько слогов?  - Где спрятался звук «ВЬ». – Выложите на доске схему слова Вика.

Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему имени ВОВА, но вначале разберем это слово.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Составление предложений:

Логопед: - Ребята, а сейчас мы с вами подберем родственные слова ВОЛКУ.

              (Волк, волчата, волчонок,  волчиха, волчий хвост).

Логопед: - А как называется жилище волка.  Нора – логово.

               - А где находится логово?

Дети: - … .

Логопед: - Давайте составим предложение про волка.

                  Волк живет в лесу.

( Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения).

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Домашние задания:

Логопед: - С Натальей Борисовной для закрепления звука, вы проговорите слоги и чистоговорку со звуком «В» и выучите стихотворение:

                   Вдоль опушке Вова едет

                   На своем велосипеде

                   И везёт варенье

                   Всем на угощенье.

( - чтение наизусть,-  проговаривание с детьми по строчке, -проговаривание одним ребенком).

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог:

Логопед: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «В».

Логопед: - Звук «В» - какой?

Дети: - Звук «В» - согласный, звонкий, может быть мягким или твердым.

Логопед: - Ребята, посмотрите, волку понравилось наше занятие, он  научился правильно говорить. Волк стал добрым и приготовил для вас угощения.

               УГОЩЕНИЕ.

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...