Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук С».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком С;

- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;

- упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

- упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_38starshaya_gruppa._zvuk_s.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звук С». Занятие №38

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуком С;

- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;

- упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

- упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания,

- предметные картинки, в названии которых присутствует звук С;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- фишки для выкладывания звуковой схемы;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания  слоговой схемы и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Организационный момент.

Вспомнить картинки, в названии которых есть звук Г или Гь.

Социально-коммуникативное развитие   Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Развитие общей моторики. «Краски весны».

Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах. (Бегут по кругу друг за другом),

Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах. ( спокойно идут друг за другом),

Льет лучи на лес и луг (приседают – встают),

И на все цветы вокруг («цветок» над головой).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мелкой моторики. «Весна».

Весна пришла по снежному, по влажному ковру. (ходят пальчиками по столу),

Рассыпала подснежники, (руки на столе ладонями вниз),

Посеяла траву. (раздвигают – сдвигают пальцы),

Теперь зовет со всех концов (руки согнуты в локтях, пальцы открыты),

Гусей, стрижей и аистов, кукушек  и скворцов. (загибают по одному пальчику на каждой руке).

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие мимических мышц.

Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках.

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие артикуляционной моторики.

- Спокойное открывание-закрывание рта;

- Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно.

- движение «хоботком» вправо-влево.

- «вкусное варенье», а затем «лошадка».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх  - вдох, опустить вниз – медленный выдох.

 Повторить 3 раза.

Работа над голосом: спеть звуком А знакомую песенку.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Тема занятия.

Логопед: Рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? С-С-С-С-С

С этим звуком мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука С хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Какое положение занимают губы? – ОНИ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКЕ.

А что вы можете сказать о зубах?  - ЗУБЫ СБЛИЖЕНЫ И СОЗДАЮТ ПРЕГРАДУ ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ.

Где находится кончик языка?  - КОНЧИК ЯЗЫКА УПИРАЕТСЯ В НИЖНИЕ ЗУБЫ.

А теперь скажите, какой звук С?

- СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ, ГЛУХОЙ.

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха.

Дополнить строки словами, подходящими по рифме. Если дети затрудняются, дается три слова на выбор.

От грязнули даже стол

Поздним вечером … (сбежал, ушел, ускакал).

Сел в машину черный пес.

У него в чернилах … (лапа, шея, нос).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок, скок, скок –

Приземляйся на носок.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука С в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА, характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука С в словах.

Звуковой анализ слова ОСЫ.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука С в предложениях.

Логопед: Вспомните перелетных птиц, в названии которых есть звук С? (СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, СТРИЖ и др.)

Составление предложений с этими словами, последующий анализ и выкладывание графической схемы.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звука С в тексте.

Выделение из текста слов со звуком С:

Со стола стащила киска

Сыр, сметану и сосиски,

Что же будет есть семья?

Слушай, киска, так нельзя!

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия.

 - С каким звуком познакомились?

- Дайте ему характеристику?

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Оценка работы детей, домашнее задание – нарисовать в тетради картинки со звуком С.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...