Конспекты занятий по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хабибуллина Рената Наилевна

Представляю Вашему вниманию авторские конспекты занятий!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе.

Тема: «Занимательные игры с Машей и Мишей.   Дифференциация звуков [М-Мь]. Буква М»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • учить детей анализировать звуки [М] - [Мь] в сравнительном плане.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • развитие  эмоциональной  сферы ;
  • совершенствование просодической стороны речи ;
  • развитие словарного запаса , грамматического оформления речи, связной речи.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание  умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника ;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу ;
  • формирование мотиваций обучения.
  • воспитывать у детей самоконтроль за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: ноутбук ,проектор, экран ,презентация к занятию, лист с заданиями; картинки, в названии которых присутствуют звуки [М] и [Мь];  цветные фишки для выкладывания звуковых схем, дидактическое пособие

 «Домик для звуков»; колечко Су- Джок, мяч, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. 

Логопед: Ребята, давайте встанем и друг друга поприветствуем!

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

Логопед:  Сегодня в нашем саду  много гостей, а еще к нам пришли сказочные персонажи  из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.

(Песенка из м/ф Маша и Медведь: «По следам»)

Логопед: Ну что, узнали?

Дети: Маша и Медведь.

Логопед: Верно! Они приготовили для вас много интересных игр и заданий!

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя Маши?

Дети: Со звука [М].

Логопед: А, как звали Медведя, помните?

Дети: Миша.

Логопед: Какой первый звук вы слышите в его имени?

Дети:  Звук [Мь].

Логопед: Верно! Сегодня мы будем учиться различать звуки [М-Мь] и познакомимся с буквой М.

3. Сравнение звуков [М-Мь] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: В чём же секрет произношения звуков  [М-Мь].

Логопед:  А сейчас, посмотрите в зеркало и произнесите звук [М]. 

Что происходит с нашими губами?

Дети: Губы сжимаются.

Логопед: Как выходит воздушная струя? Свободно или через преграду?

Дети: Через преграду в виде губ.

Логопед: А значит, это какой звук? 

Дети: Согласный.

Логопед: Верно! Согласные звуки бывают какие?

Дети: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Логопед: Звук [М] какой?

Дети: Твердый, звонкий. Обозначим синим цветом.

******

Логопед:  Сейчас вновь посмотрите в зеркало и произнесите звук [Мь]. В каком положении губы?

Дети: Губы улыбаются и сжимаются.

Логопед: Как выходит воздух из полости рта?

Дети: Через преграду в виде губ.

Логопед: Значит, звук [Мь] …..? 

Дети: Согласный, мягкий, звонкий. Обозначим зеленым цветом.

Логопед:  Молодцы! Сейчас подумайте, и скажите, чем похожи и чем отличаются звуки [М-Мь] ?

Дети: Сходство в том, что оба звука согласные, звонкие

Различаются тем, что звук [М] твердый, а звук [Мь] мягкий.

Логопед: Отлично!

Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем  в забавную игру!

 

4. Игра «Поймай звук» (на развитие слухового внимания) 

Логопед: Ребята, Маша и Медведь хотят проверить, насколько вы внимательные?

Я буду произносить звуки и слоги, если услышите звук [М], покажите  твердый кулак. Когда услышите  звук [Мь], мягко погладите ладоши.

Логопед: М, М, Мь, М, Мь, Ма, Ми, Мы, Мо, Ме, Ам, Умь и т.д.

Логопед: Прекрасно, садитесь на места!

5. Игра «Найди слова со звуками  [М] и [Мь]». 

Развитие фонематического слуха. Произношение звуков [М],[Мь] в словах.

Логопед: Ребята, Маша и Медведь поссорились. Они  принесли для вас картинки, только нечаянно их перепутали, давайте поможем им распределить эти картинки по коробкам.

Маше мы найдем слова со звуком [М], а Мише  со звуком [Мь].

Готовы?

Дети: Да!

Картинки-слова :   муха, камыш, камень, мак, мяч, домино, комар, мех, помидор, лимон, молоток, змея.

Отлично справились с заданием!

6. Пальчиковый массаж с колечком Су-Джок  «Измени слог».

Логопед:  Ребята, а сейчас, давайте вместе с Машей, поиграем в игру «Измени слог». А помогут нам в этом волшебные колечки  Су-Джок. 

Дети достают из волшебного мешочка колечки Су- Джок.

Логопед объясняет правила игры. Начиная с большого пальца левой руки мы будем насаживать колечко и произносить слог со звуком [М]. Например, МА.  А, поднимать колечко мы будем, меняя в слоге звук [М]  на [Мь].  Получится, МЯ. Задание проделывается на всех пальцах левой и правой руки.

Ма-Мя                    Ам-Амь

Мо-Мё                    Ом-Омь

Му-Мю                   Ум-Умь

Мы-Ми                   Им-Имь

Мэ-Ме                    Эм-Эмь

7. Игра «Звуковой домик». Определить место звука в словах.

Логопед: Ребята, Маша и Миша просят у вас помощи, они потеряли звуки [М], [Мь]  в названии своих картинок. Поможем?

Дети: Да!  

Логопед:  У каждого из вас на столе, имеется звуковой домик.

Скажите, где может находиться звук в слове?

Дети: В начале слова, в середине, в конце.

Логопед: Внимание на экран.  Где в слове  «мороженое» мы слышим звук [М]?

Дети: в начале слова, фишку ставим в первое окошко.

И т.д. со словами (альбом, сумка) 

Логопед:  А сейчас, найдем звук [Мь] для Миши. Где в слове  «камин» мы слышим звук [Мь]?

Дети: ответы детей.

И т.д. с словами «мельница, семь» 

Перед детьми на столе , имеется  звуковой домик, необходимо поставить фишку синего или зеленого цвета в нужное место, в зависимости от того, где слышится звук (начало, середина, конец).

Логопед:  Замечательно, звуки нашлись! А теперь, давайте, поделим эти слова на слоги и определим количество слогов. 

Дети: ответы детей.

Логопед:  Назовите самое длинное слово, самое короткое?

Дети: Длинное- мороженое , короткое- семь.

8. Физминутка. Игра с мячом «Закончи слово». 

Логопед:  Маша с Мишей принесли мяч и хотят с вами поиграть. Нужно закончить слово слогом МА или МЯ, чтобы оно звучало правильно!

ПАНА-МА                       РА-МА                        ТЕ-МА                 И-МЯ                                        

МА-МА                            ДО-МА                        СЕ-МЯ                 ВЫ-МЯ

ПЛА-МЯ                           ЗНА-МЯ                     ВРЕ-МЯ

ЗИ-МА                               СА-МА                       КА-МА

 Логопед: Молодцы!

Отлично справились с заданием, садитесь на свои места!

9. Связь звуков с буквой. 

Логопед: Ребята, Миша готовит Машу к школе. Они также как и вы изучают звуки и буквы.

Логопед: Посмотрите на экран, что написала Маша?

Дети: Букву М.

Логопед:  Верно! У каждого звука есть своя буква. Скажите, чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Точно! Буква-это домик звука. Звуки [М] , [Мь]  мы будем обозначать буквой М.

Логопед: Маша предлагает  вам немного пофантазировать, давайте посмотрим на что похожа буква М? 

Дети: На качели, на маску, на молнию, на замок, на горбы верблюда, на горы.

10. Чтение слогов. 

 Логопед: Ребята, Миша наконец-то научил Машу читать. А теперь, хочет  проверить вас, умеете ли вы читать? Давайте попробуем прочесть слоги по очереди.

Дети: АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЭМ, МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ.

Логопед: Скажите, в каком слоге мы слышим звук [Мь] ?

Дети: МИ.

Логопед: Правильно! Молодцы!

А сейчас, дадим нашим глазкам отдохнуть!

11. Физминутка для глаз. 

Мы смотрели, мы играли

Наши глазки так устали.

Глазкам нужно отдохнуть

Их закроем на чуть - чуть.

(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вдохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Глазкам стало хорошо
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят наши глазки всё!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

12. Ребус. Составь слово по первым звукам. Звуковой анализ слов.

Логопед:  Ребята, а вы любите разгадывать ребусы?

Дети: Да!

Логопед: Тогда внимание! Маша загадала ребус для девочек, а Миша для мальчиков. У каждого из вас на столе лист с заданием. На розовом фоне ребус для девочек, а на голубом фоне для мальчиков. Нужно составить слово по первым звукам названий картинок и тогда узнаете, какое слово зашифровано.

Картинки:  мак, ананас, шапка, арбуз  (МАША) 

Картинки:   мак, индюк, шапка, арбуз (МИША)

Логопед:  Кто готов, озвучить слово?

Дети: ответы детей. ( МАША, МИША )

Логопед: Ребята, вам понравились ребусы от Маши и Миши?

Дети: Да.

Логопед: Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой?  (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас, давайте их удивим, выложим  имена  Маши и Миши из звуков, т.е. сделаем звуковой анализ этих слов.

Детям предлагается выполнить звуко -слоговой анализ слов «МАША» и «МИША». Напечатать слова.(задание на листе)

Логопед спрашивает детей, какой звук они слышат первый, второй, последний и характеристики звуков. Сколько гласных звуков, согласных, количество слогов. 

13. Физминутка « Быстро встали!».

Логопед: Маша и Медведь немного устали и хотят с вами подвигаться.

Потрудились –отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

А сейчас все улыбнулись!

Выше-выше потянулись!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

14. Работа над предложением. 

Логопед: А сейчас, давайте придумаем  предложение со словами  «МАША» и «МИША».

Но прежде, вспомним, что такое предложение?

Дети : Это, когда слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать.

Логопед: Кто готов, озвучить свое предложение.

Ответы детей. Выбор и  разбор одного предложения.

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе и т.д.

Ответы детей.

Логопед: Сейчас, предлагаю каждому  у себя на столе, выложить схему предложения. А, я составлю схему на экране. Потом, проверим друг у друга!

Выкладывание схемы предложения на столе символами-полосками.

Логопед:  Посмотрите, верно ли я составила?

Дети: Нет! Забыли обозначить начало предложения заглавной буквой и

в конце предложения поставить точку! 

Логопед: Верно!

15. Итог занятия.

Логопед: Наше время заканчивается. Маша и Миша очень рады, что побывали у нас в гостях! Они узнали от вас много нового и интересного! Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня сравнивали?

Дети: Звуки [М], [Мь].

Логопед: Что общего у них?

Дети: Они оба согласные, звонкие.

Логопед: В чём их различие?

Дети: Звук [М] твердый, а звук [Мь] мягкий!

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Своими ответами вы порадовали не только меня, но и  наших гостей! От Маши и Миши вам подарки ……….

Большое всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе.

Тема: «Осень. Звук и буква О».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • познакомить детей с гласным звуком и буквой О.
  • формирование  понятия  «гласный  звук»,  на  примере  звука  [О] ;
  • совершенствование навыков  словообразования   (преобразование существительных в уменьшительно- ласкательную форму) ;
  • активизировать словарь по лексической теме  «Осень».

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух,  внимание, память, мышление ;
  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ;
  • развитие  эмоциональной  сферы ;
  • совершенствование просодической стороны речи ;
  • развитие словарного запаса , грамматического оформления речи, связной речи.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание усидчивости,  интереса к природе ;
  • воспитание  умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника ;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу ;
  • формирование мотиваций обучения.

Оборудование: письмо от Осени, бархатная бумага, шнурок , ноутбук, проектор, экран ,презентация к занятию, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие « Домик для звуков», массажный шарик  «су- джок» , мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент.  Слайд 1

Логопед: Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с нашими гостями.

Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо Слайд 2

 (показываю детям конверт). Вместо обратного адреса – загадка.

Вот послушайте!

Время года отгадай !

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

Дети: Осень. Слайд 3

Логопед: Верно! Ребята, Осень приготовила для вас много интересных заданий и игр! А еще, она интересуется, знаете ли вы приметы осени ?

Дети: Да!

Логопед: Давайте вспомним, что бывает осенью! Слайд 4

Ответы детей………….

Дети: Осенью солнце  светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай, собирают грибы.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Люди одевают теплую одежду.

На экране получается картинная схема рассказа об осени.

Логопед: Молодцы!

2. Игра « Скажи ласково» с мячом. 

Логопед: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра , встретила я его по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру « Скажи ласково». Слайд 5

Дождь-дождик                          Дерево-деревце

Огород-огородик                      Ветер-ветерок

Туча-тучка                                 Лист-листик

Птица-птичка                            Солнце-солнышко

Лес-лесок                                   Облако- облачко

Сад-садик                                   Куст-кустик

Лужа-лужица                             Песок-песочек

Ребята, присаживайтесь на свои места.

3. Сообщение темы занятия. Слайд 6

Логопед: Прислушайтесь к слову «осень». Какой первый звук вы услышали? Дети: Звук [О].

Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком [О] и познакомимся с буквой О.

4. Характеристика звука [О].  Слайд 7

Логопед:  Давайте все вместе произнесем звук [О].  

Что происходит с губами ? (Картинка-символ)

Дети: Губы вытягиваются и округляются .

Логопед: Слайд 8  Как выходит воздушная струя из полости рта, когда мы произносим звук О?

Дети:  Воздух выходит свободно, не встречая преград.

Логопед: Что еще делает звук О ?

Дети:  Звук О поется, тянется. 

Логопед: Значит, это какой звук?

Дети:  Гласный звук.

Логопед:  Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети:  Красным.

Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем  в забавную игру!

5. Игра «Поймай звук» на развитие слухового внимания. Слайд 9  

Выделение звука [О] из ряда гласных звуков.

Логопед: Если услышите звук [О], хлопните  в ладоши .  а-и-о-у-и-о-а-у-о-и.

Логопед: Когда услышите слог со звуком [О], топните ногой. ту-но-ма-во-су.

Логопед: Прекрасно, садитесь на места!

Посмотрите на экран!

6. Игра « Найди слова со звуком [О]».  Слайд 10

Логопед: Перед вами картинки, необходимо выбрать те, в названии которых мы слышим звук [О].

Дети, поднимая руку, называют слова со звуком [О].

Картинки-слова : зонт, туча, солнце, дождь, лужа, листья, овощи, птица, фрукты, озеро, письмо, узор, дупло, облако.

Отлично справились с заданием!

7. Игра «Звуковой домик». Определить место звука [О] в словах.

Картинки-слова: овощи Слайд 11, дождь, письмо.

Логопед: Ребята, Осень потеряла звук [О] и просит у вас помощи, давайте поищем его в словах?

У каждого из вас на столе, имеется звуковой домик.

Скажите, где может находиться звук в слове?

Дети: В начале слова , в середине, в конце.

Логопед: Где в слове «овощи» мы слышим звук О ?

Дети : В начале слова, фишку ставим в первое окошко. И т.д. со словами (дождь Слайд 12, письмо Слайд 13)

Перед детьми на столах , имеются звуковые схемы, необходимо поставить фишку красного цвета в нужное место, в зависимости от того, где слышится звук (начало, середина, конец).

Логопед: А теперь, давайте, вспомним эти слова и  поделим их на слоги, отстукивая ладошкой по столу.

Деление слов на слоги, определение количества слогов.

Замечательно! Кто  скажет, как называется явление, когда опадают листья?

(Листопад) Слайд 14

Давайте покажем, как это бывает!

Прошу встать!

8. Пальчиковая гимнастика  «Листопад».

Листопад, листопад!               Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:           Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                  медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,               Пальцы выпрямить и максимально

                                                  развести в стороны.

С дуба – дубовый,                   Пальцы выпрямить и плотно прижать

                                                 друг к   другу.

С осины – осиновый,              Указательный и большой соединить

                                                  в виде колечка.

С рябины - рябиновый.            Пальцы выпрямить и слегка развести

                                                  в стороны.

Полны листьев лес и сад         Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!             

Садитесь!

9. Связь звука с буквой. Знакомство с буквой О. Слайд 15

Логопед: Ребята, посмотрите на экран, как обозначается звук [О] ?

Дети: Обозначается буквой О.

Логопед: Что такое буква?

Дети : Домик звука, фотография звука, одежда звука, графическое изображение звука.

Логопед: Чем отличаются буквы от звуков ?  Слайд 16

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим ,пишем и читаем.

Логопед: Верно!

Логопед: Немного предлагаю пофантазировать, на что похожа буква О? Слайд 17

Дети: На колесо, бублик, кольцо, овал, дупло …..

Предлагается детям встать.

10. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения с шариком су- джок.

Слайд 18

Логопед: Еще буква О похожа на шарик (на столе у детей лежат шарики су-джок).
Логопед: Эти шарики помогут нам запомнить букву О.
Логопед: Шарик я в руке сожму (шар спрятан в правой ладошке).
И за спинку уберу (убираем руку за спину).
Шар сожму в другой руке (перекладываем шарик в левую руку за спиной). 
Покажу, дружок, тебе (шар в левой ладошке перед собой).
Шар колючий, словно еж (лежит на левой ладошке).
Колит пальчики, ладонь (ведем по пальцам, ладони).
Говорит: "Меня не тронь" (катаем шарик между ладоней).
Дети выполняют упражнения, проговаривая текст.

11. Выкладывание буквы О . Слайд 19

Логопед: Дети, выложите на бархатной бумаге шнурком букву О и обведите ее пальчиком.

Дети выполняют задание.

Ребята,  вы любите разгадывать ребусы? Посмотрите на экран, Осень  зашифровала  слово. А  какое ,мы сейчас узнаем!

 12. Ребус. Составь слово по первым звукам. Слайд 20

Составление слова по первым звукам названий картинок. Выполнение звуковой схемы слова « КОТ».

Логопед: Ребята, нужно выделить первый звук в начале каждого слова.

Картинки: Капуста, Осы, Торт.

Ответы детей. 

Логопед: Какое слово получилось?

Дети : КОТ. Слайд 21

Детям предлагается выполнить звуко - слоговой анализ слова КОТ . Выкладывание фишек на столе.

Логопед спрашивает детей, какой звук они слышат первый, второй, последний и характеристики звуков. Сколько гласных звуков, согласных, количество слогов. Слайд 22

Логопед: Ребята, разгадали ребус! Порадовали осень.

13. Работа над предложением. Слайд 23

Логопед: А сейчас, давайте придумаем  предложение  со словом «осень».

Но прежде, вспомним, что такое предложение?

Дети : Это, когда слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать.

Логопед: Кто готов, озвучить свое предложение со словом «осень».

Ответы детей. Выбор и  разбор одного предложения.

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе и т.д.

Ответы детей. Выкладывание схемы предложения на столе символами-полосками.

Логопед: Напомните мне, пожалуйста, что обозначает уголок в полоске?

Дети : Начало предложения, заглавную букву.

Логопед: В конце предложения ,что мы ставим ?

Дети : Точку.

Логопед:  Хорошо!

14. Итог занятия. Слайд 24

Логопед: Наше время заканчивается ,давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Дети : Звук и буква О.

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Своими ответами вы порадовали не только меня ,но и Осень!

Она за это, угощает вас своими дарами !!! ( яблоки)

Большое всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе.

Тема: «Дифференциация звуков [Ш-Ж]. Буквы Ш-Ж»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • учить детей анализировать звуки [Ш] - [Ж] в сравнительном плане.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • развитие  эмоциональной  сферы ;
  • совершенствование просодической стороны речи ;
  • развитие словарного запаса , грамматического оформления речи, связной речи.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание  умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника ;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу ;
  • формирование мотиваций обучения.
  • воспитывать у детей самоконтроль за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: ноутбук ,проектор, экран ,презентация к занятию, лист с заданиями; картинки, в названии которых присутствует звуки [Ш] и [Ж];  цветные фишки для выкладывания звуковых схем, дидактическое пособие

 « Домик для звуков»;колечко су- джок, мяч, простой карандаш.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Слайд 2

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

Логопед: Слайд 3 Сегодня к нам в гости пришли сказочные девочки  из страны Звуков и Правильной Речи. А, зовут их Шипелочка и Жужалочка! Они приготовили для вас много интересных заданий и игр!

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя Шипелочки?

Дети: Со звука [Ш].

Логопед: А, имя  Жужалочки?

Дети: Со звука [Ж].

Логопед: Верно! Сегодня мы будем учиться различать звуки [Ш-Ж].

3. Сравнение звуков [Ш-Ж] по артикуляционным и акустическим признакам. 

Логопед: Давайте вспомним, в чём секрет произношения звуков  [Ш-Ж].

 В каком положении находятся губы, зубы, язык и т.д.

Логопед задает вопросы ,относительно звуков, дети отвечают……….

Логопед: Произнесем звук [Ш] чисто и правильно. Посмотрим, какое положение при произнесении принимают органы артикуляции?

Слайд 4

Дети: Звук [Ш]. Губы хоботочком. Зубы заборчиком.  Язык за верхними зубами  в форме чашечки. Воздушная струя теплая. Горлышко  молчит.

Логопед: Как выходит воздушная струя? Свободно или через преграду?

Дети: Через преграду в виде языка.

Логопед: А, значит, это какой звук? Слайд 5

Дети: Согласный.* 

Логопед: Какое мы знаем правило, звук [Ш] всегда какой?

Дети: твердый, *обозначаем фишкой синего цвета. Глухой звук.

******

Логопед: Слайд 7Переходим к звуку [Ж].

В чём секрет его произношения?

Дети: Звук [Ж]. *Губы хоботочком. *Зубы заборчиком. Язык за верхними зубами  в форме чашечки. Воздушная струя теплая.*Включаем голос.

Логопед: Как выходит воздушная струя?

Дети: Через преграду в виде языка.

Логопед: А, значит, это какой звук? Слайд 8

Дети: Согласный, *всегда твердый, *обозначаем фишкой синего цвета.

Слайд 9 *Звонкий звук.

Логопед: Слайд 10 Молодцы! Сейчас подумайте, и скажите, чем похожи и чем отличаются звуки [Ш-Ж] ?

Дети: Сходство в том, что оба звука согласные, * твердые, *обозначаются синим цветом.

Различаются тем, что звук [Ш] *глухой, а звук [Ж] *звонкий.

Логопед: Отлично!

Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем  в забавную игру!

4. Игра «Поймай звук» на развитие слухового внимания. Слайд 11

Логопед: Я буду произносить звуки и слоги, если услышите звук* [Ш], хлопните  в ладоши. * Когда услышите  звук * [Ж], топните ногой*.

Логопед: Ш, Ж, Ш, ШО, УЖ, ИШ, АШ, ОЖ и т.д.

Логопед: Прекрасно, садитесь на места!

Посмотрите на экран!

5. Игра «Найди слова со звуком [Ш] и [Ж]». Слайд 12

Развитие фонематического слуха. Произношение звуков [Ш],[Ж] в словах.

Логопед: Шипелочка и Жужалочка принесли для вас картинки, только нечаянно их перепутали, давайте поможем им распределить эти картинки по коробкам.

Шипелочке мы найдем слова со звуком [Ш], а Жужалочке  со звуком [Ж].

Готовы?

Дети: Да!

Картинки-слова :   шкаф, лягушка, желудь, жираф, кошка, баклажан, матрешка, ромашка, шляпа, жук, еж, лыжи.

Отлично справились с заданием!

Слайд 13

6. Пальчиковый массаж с колечком су-джок  «Измени слог».

Логопед:  Шипелочка и Жужалочка принесли волшебные колечки су-джок и хотят с вами поиграть в игру «Измени слог».

Дети достают из волшебного мешочка колечки су- джок.

Логопед объясняет правила игры. Начиная с большого пальца левой руки мы будем насаживать колечко и произносить слог со звуком Ш*. Например, ША.

А, поднимать колечко мы будем, меняя* в слоге звук Ш на *Ж. Получается ,ЖА. Задание проделывается на всех пальцах левой и правой руки.

ША-ЖА                   АШ-АЖ

ШО-ЖО                   ОШ-ОЖ

ШУ-ЖУ                   УШ-УЖ

ШИ-ЖИ                   ИШ-ИЖ

ШЕ-ЖЕ                    ЭШ-ЭЖ

7. Связь звуков с буквами. Слайд 14

Логопед обращает внимание детей на слайд, где выставлены буквы Ш и Ж.

Логопед: Дети, посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: Буквы Ш и Ж.

Логопед: Что такое буква?

Дети: Домик звука.

Логопед:  Чем отличаются буквы от звуков. Слайд 15

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Верно!

Логопед:  А сейчас девочки выкладывают букву Ш, а мальчики букву Ж с помощью счетных палочек.

 Затем друг у друга проверим, правильно ли составлены буквы!

8. Развитие графомоторных навыков.

Логопед: Шипелочка и Жужалочка хотят проверить вас. Послушайте задание.

Сейчас я вам буду произносить слова, в которых есть звук Ш или звук Ж. А вам на листочке бумаги нужно будет записать буквы Ш или Ж, в зависимости от того, какой  звук вы услышите в слове.

Словарь:   живот, крыша, шляпа, лужа, груша, одежда.

Дети: Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж.

Логопед: Проверим. Хорошо! Слайд 16

Ребята, вы хотите поиграть с мячом?(Дети- да!) Тогда, выходите!

 9. Физкультминутка. Игра с мячом «Закончи слово». 

Слайд 17

Логопед: Нужно закончить слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно!

Каранда-ШИ                             Детены-ШИ

Эта-ЖИ                                      Шала-ШИ

Камы-ШИ                                  Кры-ШИ

Гара-ЖИ                                     Но-ЖИ

Лы-ЖИ                                        Кор-ЖИ

Мы-ШИ                                      Экипа-ЖИ

Логопед: Молодцы!

Отлично справились с заданием, садитесь на свои места!

10. Чтение слогов с буквами С и З. Слайд 18

Логопед: Ребята, как называется явление природы, когда тают сосульки?

Дети: Капель!

Логопед: Верно! Посмотрите, сколько капелек! Они необыкновенно-умные! На каждой из них напечатаны слоги, давайте по очереди прочтём их. * * * * *……………..

Логопед: Молодцы!

11. Игра «Звуковой домик». Определить место звука в словах.

Слайд 19

Логопед: Ребята, Шипелочка и Жужалочка  просят у вас помощи, они потеряли звуки Ш и Ж в названии своих картинок. Поможем?

Дети: Да!  

Логопед:  У каждого из вас на столе, имеется звуковой домик.

Скажите, где может находиться звук в слове?

Дети: В начале слова* , в середине*, в конце*.

Логопед: Слайд 20 Внимание на экран. Где в слове * «шапка» мы слышим звук [Ш]?

Дети: в начале слова*, фишку ставим в первое окошко.

И т.д. с словами ( кошка, душ) Слайд 21

Слайд 22

Логопед:  Слайд 23Ищем звук Ж для Жужалочки. Где в слове * «мороженое» мы слышим  звук [Ж]?

Дети: ответы детей.

И т.д. с словами «жилет, ножницы» Слайд 24. Слайд 25

Перед детьми на столе , имеется  звуковой домик, необходимо поставить фишку синего  цвета в нужное место, в зависимости от того, где слышится звук (начало, середина, конец).

Логопед:  Замечательно, звуки нашлись! А теперь, давайте, поделим эти слова на слоги и определим количество слогов. Слайды 26-31

Дети: ответы детей.

Логопед:  Назовите самое длинное слово, самое короткое?

Дети: Длинное- мороженое , короткое- душ.

12. Физминутка « Быстро встали!» Слайд 32

Быстро встали, улыбнулись!

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

13. Ребус. Составь слово по первым звукам. Слайд 33

Логопед:  Ребята, а вы любите разгадывать ребусы?

Дети: Да!

Логопед: Для вас Шипелочка и Жужалочка приготовили ребусы, посмотрите на экран, здесь зашифровано слово. На розовом фоне ребус для девочек, а на голубом фоне для мальчиков. А, какие слова мы сейчас узнаем!

Картинки:  жираф, утюг, клоун (ЖУК) 

Картинки:   дом, улитка, шуба (ДУШ)

Логопед:  Нужно выделить первый звук в начале каждого слова и соединить  их. Кто готов, озвучить слово?

Дети: ответы детей. ( ЖУК, ДУШ )

Детям предлагается выполнить звуко -слоговой анализ слов «ЖУК» и «ДУШ» .Напечатать слова.(задание на листе)

*Логопед спрашивает детей, какой звук они слышат первый, второй, последний и характеристики звуков. Сколько гласных звуков, согласных, количество слогов. Слайд 34

Логопед: Ребята, разгадали ребус! Порадовали сказочных девочек!

14. Работа над предложением. Слайд 35

Логопед: А сейчас, давайте придумаем  предложение со словом  «ЖУК».

Но прежде, вспомним, что такое предложение?

Дети : Это, когда слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать.

Логопед: Кто готов, озвучить свое предложение со словом «ЖУК».

Ответы детей. Выбор и  разбор одного предложения.

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе и т.д.

Ответы детей.

Логопед: Сейчас, предлагаю каждому  у себя на столе, выложить схему предложения. А, я составлю схему на экране. Потом, проверим друг у друга!

Выкладывание схемы предложения на столе символами-полосками.

Логопед: *Посмотрите, верно ли я составила?

Дети: Нет! Забыли обозначить начало предложения заглавной буквой *и

в конце предложения поставить точку! *

Логопед: Верно!

15. Итог занятия. Слайд 36

Логопед: Наше время заканчивается ,давайте вспомним, какие звуки мы сегодня сравнивали?

Дети: Звуки Ш*, Ж*.

Логопед: Что общего у них?

Дети: Они оба согласные, твердые.

Логопед: В чём их различие?

Дети: Звук [Ш] глухой, а звук [Ж] звонкий!

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Своими ответами вы порадовали не только меня, но и  наших гостей!

Слайд 37Большое всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Т»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • познакомить детей с согласным звуком и буквой Т;
  • формирование  понятия  «согласный  звук»,  на  примере  звука [Т] ;
  • научить характеризовать звук [Т] по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые и обратные слоги.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух,  внимание, память, мышление ;
  • закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;
  • упражнять в определении места  звука [Т] в слове;
  • упражнять детей в звуковом анализе слогов;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ;
  • развитие  эмоциональной  сферы ;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание умения внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
  • воспитание  умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника ;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу ;
  • формирование мотиваций обучения.
  • воспитывать у детей самоконтроль за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: ноутбук ,проектор, экран ,презентация к занятию, лист с заданием, цветные фишки для выкладывания звуковых схем, счетные палочки, карточки для обозначения звуков, карандаш синего цвета.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Слайд 2

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем, улыбнемся и поприветствуем друг друга!

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

Логопед: Слайд 3 Сегодня к нам в гости пришла сказочная  девочка  из страны Звуков, Букв и Правильной Речи. А, зовут ее Таточка! Она приготовила для вас много интересных заданий и игр!

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя Таточки?

Дети: Со звука [Т].

Логопед: Верно, сегодня мы познакомимся со звуком и  буквой Т.

3. Характеристика звука [Т] по артикуляционным и акустическим признакам. 

Логопед:  Возьмите зеркало, посмотрите в него и произнесите звук [Т].  

Дети: [Т-Т-Т…]

Логопед: В каком положении находятся губы? Слайд 4

Дети: Они растянуты в улыбке.

Логопед: Что делает наш язык, когда мы произносим звук [Т] ?

Дети: Стучит по бугоркам за верхними зубами.

Логопед: Как выходит воздушная струя? Свободно или через преграду?

Дети: Через преграду в виде языка и верхних зубов. Слайд 5

Логопед: А, значит, звук [Т] какой ? 

Дети: Согласный, твердый, будем обозначать синим цветом. Слайд 6

Логопед: Приложите ладонь к горлышку, когда мы произносим звук [Т] включаем ли мы голос?

Дети: Нет, горлышко молчит.

Логопед: Значит, это какой звук? 

Дети: Глухой звук. Слайд 7

Логопед: Отлично!

Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем  в забавную игру!

4. Игра «Поймай звук» на развитие слухового внимания. Слайд 8  

Выделение звука [Т] из ряда звуков и ряда слогов.

Логопед: Ребята, Таточка хочет вас проверить, насколько вы внимательные? Если услышите звук [Т], хлопните  в ладоши .  а-м-Т-п-Т-о-н-Т.

Логопед: Когда услышите слог со звуком [Т], топните ногой. Ту-но-аТ-па-оТ….

Логопед: Прекрасно, садитесь на места!

Посмотрите на экран!

5. Игра « Найди слова со звуком [Т]».  Слайд 9

Логопед: Таточка хочет с вами поиграть! Перед вами картинки, необходимо выбрать те, в названии которых мы слышим звук [Т].

Дети, поднимая руку, называют слова со звуком [Т].

Картинки-слова : самокат, танк, лопата, стул, торт, мост, сумка, тыква, молоток, топор, тапочки, ведро, маска, сито, замок, таз, петух, колесо, носок.

Отлично справились с заданием!

6. Игра «Звуковой домик». 

Логопед: Ребята, вы только что произнесли слова со звуком [Т].

Давайте вспомним, где может находиться звук в слове? Слайд 10

Дети: В начале слова , в середине и  в конце.

Логопед: Верно.

Логопед: Ребята, Таточка просит у вас помощи, она потеряла звук [Т] в названии своих картинок. Поможем?

Дети: Да!  

Логопед: У каждого из вас на столе имеется лист с заданием, давайте  дружно найдем место звука [Т] в словах. Кто самый смелый  и готов  дать ответ?

Картинки-слова: тарелка Слайд 11, зонт Слайд 12,петух Слайд 13                               

Логопед:  Замечательно, звуки нашлись! А теперь, давайте поделим эти слова на слоги и определим количество слогов. Слайды 14, 15, 16

Дети: ответы детей.

Логопед:  Назовите самое длинное слово, самое короткое?

Дети: Длинное- тарелка, короткое- зонт.

Молодцы!

7. Физминутка.  Слайд 17

Потрудились –отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

А сейчас все улыбнулись!

Выше-выше потянулись!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

8. Связь звука с буквой. Знакомство с буквой Т. Слайд 18

Логопед обращает внимание детей на слайд, где выставлена  буква Т.

Логопед: Дети, посмотрите на экран, что написала Таточка?

Дети: Букву Т.

Логопед: Из каких элементов она состоит?

Дети: Из двух палочек: одна стоит вертикально, а другая сверху- горизонтально.

Логопед:  Чем отличаются буквы от звуков. Слайд 19

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Верно!

Логопед: Таточка предлагает  вам немного пофантазировать, на что похожа буква Т? Слайд 20

Дети: На зонт, пугало, гриб, молоток, граблю, дымоход, антенну, стол, гвоздь …..

9. Выкладывание буквы Т . Слайд 21

Логопед: Дети, Таточке интересно, сможете ли вы выложить букву Т с помощью счетных палочек.

Дети выполняют задание у себя на столе.

А сейчас, дадим нашим глазкам отдохнуть!

10. Физминутка для глаз. Слайд 22

Мы смотрели, мы играли

Наши глазки так устали.

Глазкам нужно отдохнуть

Их закроем на чуть - чуть.

(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Глазкам стало хорошо
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят наши глазки всё!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

11. Чтение слогов с буквой Т. Слайд 23

Логопед: Ребята, в стране Звуков и Правильной речи идут волшебные дожди, посмотрите на капельки ! Они необыкновенно –умные!  На них напечатаны слоги, давайте попробуем их прочесть. 

Дети: читают слоги по очереди.

Логопед: Молодцы!

12. Игра «Живой слог». Звуковой анализ слога  АТ. Слайд 24

Логопед: Таточка приглашает выйти  двух детей и поиграть в игру «Живой слог».

Логопед: Послушайте слог: АТ.

Двое детей выходят и становятся «живыми слогами». Логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение и встают в нужной последовательности, услышав слог. Остальные дети выполняют звуковой анализ слога  у себя на столе цветными фишками.

Логопед: Сколько звуков вы слышите?

Дети: Два.

Логопед: Назовите первый звук и дайте ему характеристику.

Дети: Звук [А] –гласный, обозначаем красным цветом.

Логопед: Назовите второй звук и дайте ему характеристику.

Дети: Звук [Т] –согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

13. Итог занятия. Слайд 25

Логопед: Наше время заканчивается и Таточке пора возвращаться, давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком и буквой Т .

Логопед: Какой звук [Т] ?

Дети: Согласный, твердый, глухой.

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Своими ответами вы порадовали не только меня ,но и Таточку!

Она за это, хочет вас угостить!!! (конфеты)

Большое всем спасибо! Слайд 26



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе.

Тема: «Дифференциация звуков [С-З]. Буквы С-З»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • учить детей анализировать звуки [С] - [З] в сравнительном плане.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • развитие  эмоциональной  сферы ;
  • совершенствование просодической стороны речи ;
  • развитие словарного запаса , грамматического оформления речи, связной речи.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание  умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника ;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу ;
  • формирование мотиваций обучения.
  • воспитывать у детей самоконтроль за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: ноутбук ,проектор, экран ,презентация к занятию, лист с заданиями; картинки, в названии которых присутствует звуки [С] и [З];  цветные фишки для выкладывания звуковых схем, дидактическое пособие

 « Домик для звуков»;колечко су- джок, мяч, простой карандаш.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Слайд 2

Встанем рядышком, друг с другом,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!  

Логопед: Слайд 3 Сегодня к нам в гости пришли сказочные девочки  из страны Звуков и Правильной Речи. А, зовут их Свистелочка и Звенелочка! Они приготовили для вас много интересных заданий и игр!

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя Свистелочки?

Дети: Со звука [С].

Логопед: А, имя  Звенелочки?

Дети: Со звука [З].

Логопед: Верно! Сегодня мы будем учиться различать звуки [С-З].

3. Сравнение звуков [С-З] по артикуляционным и акустическим признакам. 

Логопед: Давайте вспомним, в чём секрет произношения звуков  [С-З].

 В каком положении находятся губы, зубы, язык и т.д.

Логопед задает вопросы ,относительно звуков, дети отвечают……….

Логопед: Произнесем звук [С] чисто и правильно. Посмотрим, какое положение при произнесении принимают органы артикуляции?

Слайд 4

Дети: Звук [С]. *Губы в улыбке. *Зубы заборчиком. *Кончик языка упирается в нижние зубы. *Посередине языка идет холодная струя воздуха. *Горлышко  молчит.

Логопед: Как выходит воздушная струя? Свободно или через преграду?

Дети: Через преграду в виде зубов.

Логопед: А, значит, это какой звук? Слайд 5

Дети: Согласный, * твердый, *обозначаем фишкой синего цвета.

Слайд 6 *глухой звук.

******

Логопед: Слайд 7Переходим к звуку [З].

В чём секрет его произношения?

Дети: Звук [З]. *Губы в улыбке. *Зубы заборчиком. *Кончик языка упирается в нижние зубы. * Посередине языка идет  холодная струя воздуха. *Включаем голос.

Логопед: Как выходит воздушная струя?

Дети: Через преграду в виде зубов.

Логопед: А, значит, это какой звук? Слайд 8

Дети: Согласный, *твердый, *обозначаем фишкой синего цвета.

Слайд 9 *звонкий звук.

Логопед: Слайд 10 Молодцы! Сейчас подумайте, и скажите, чем похожи и чем отличаются звуки [С-З] ?

Дети: Сходство в том, что оба звука согласные, * твердые, *обозначаются синим цветом.

Различаются тем, что звук [С] *глухой, а звук [З] *звонкий.

Логопед: Отлично!

Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем  в забавную игру!

4. Игра «Поймай звук» на развитие слухового внимания. Слайд 11

Логопед: Я буду произносить звуки и слоги, если услышите звук* [С], хлопните  в ладоши. * Когда услышите  звук * [З], топните ногой*.

Логопед: С, З, С, СО, УЗ, ИС, АС, ОЗ и т.д.

Логопед: Прекрасно, садитесь на места!

Посмотрите на экран!

5. Игра «Найди слова со звуком [С] и [З]». Слайд 12

Развитие фонематического слуха. Произношение звуков [С],[З] в словах.

Логопед: Свистелочка и Звенелочка принесли для вас картинки, только нечаянно их перепутали, давайте поможем им распределить эти картинки по коробкам.

Свистелочке мы найдем слова со звуком [С], а Звенелочке со звуком [З].

Готовы?

Дети: Да!

Картинки-слова :  оса*, автобус*, слон*; зубы*, роза*, змея*.

Отлично справились с заданием!

Слайд 13

6. Пальчиковый массаж с колечком су-джок  «Измени слог».

Логопед: Свистелочка и Звенелочка  принесли волшебные колечки су-джок и хотят с вами поиграть в игру «Измени слог».

Дети достают из волшебного мешочка колечки су- джок.

Логопед объясняет правила игры. Начиная с большого пальца левой руки мы будем насаживать колечко и произносить слог со звуком С*. Например, СА.

А, поднимать колечко мы будем, меняя* в слоге звук С на *З. Получается ,ЗА. Задание проделывается на всех пальцах левой и правой руки.

СА-ЗА                  АС-АЗ

СО-ЗО                  ОС-ОЗ

СУ-ЗУ                   УС-УЗ

СЫ-ЗЫ                  ИС-ИЗ

СЭ-ЗЭ                   ЭС-ЭЗ

7. Связь звуков с буквами. Слайд 14

Логопед обращает внимание детей на слайд, где выставлены буквы С и З.

Логопед: Дети, посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: Буквы С и З.

Логопед: Что такое буква?

Дети: Домик звука.

Логопед:  Чем отличаются буквы от звуков. Слайд 15

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Верно!

8. Развитие графомоторных навыков.

Логопед: Сейчас я вам буду говорить слова, в которых есть звук С или звук З.

А вам на листочке бумаги нужно будет записать буквы С или З, в зависимости от того, который звук вы услышите в слове. Давайте, вспомним и  напишем указательным пальцем в воздухе эти буквы.

Словарь: собака, зонт, лиса, санки, коза, коса,,заяц.

Дети: С  З  С   С  З  С  З.

Логопед: Проверим. Хорошо! Слайд 16

Ребята, вы хотите поиграть с мячом?(Дети- да!) Тогда, выходите!

 9. Физкультминутка. Игра с мячом «Закончи слово». 

Слайд 17

Логопед: Я буду кидать вам мяч, произнося начало слова, вы ловите и кидаете мне мяч обратно, добавив слог СА или ЗА.

Гро-за                    О-са                       Ко-са

Ро-са                      Поло-са                 Кры-са

Ли-са                     Ко-за                      Колё-са

Берё-за                  Стреко-за

Колба-са               Зано-за

Логопед: Молодцы!

Отлично справились с заданием, садитесь на свои места!

10. Чтение слогов с буквами С и З. Слайд 18

Логопед: Ребята, как называется явление природы, когда падает снег?

Дети: Снегопад!

Логопед: Верно! Посмотрите, сколько красивых снежинок! Они необыкновенно-умные! На каждой из них напечатаны слоги, давайте по очереди прочтём их. * * * * *……………..

Логопед: Молодцы!

11. Игра «Звуковой домик». Определить место звука в словах.

Слайд 19

Логопед: Ребята, Свистелочка и Звенелочка просят у вас помощи, они потеряли звуки С и З в названии своих картинок. Поможем?

Дети: Да!  

Логопед:  У каждого из вас на столе, имеется звуковой домик.

Скажите, где может находиться звук в слове?

Дети: В начале слова* , в середине*, в конце*.

Логопед: Слайд 20 Внимание на экран. Где в слове * «санки» мы слышим звук [С]?

Дети: в начале слова*, фишку ставим в первое окошко.

И т.д. с словами (весы, автобус) Слайд 21(весы)

Слайд 22(автобус)

Логопед:  Слайд 23Ищем звук З для Звенелочки. Где в слове * «зонт» мы слышим  звук [З]?

Дети: ответы детей.

И т.д. с словами «ваза, тазы» Слайд 24(ваза). Слайд 25(тазы)

Перед детьми на столе , имеется  звуковой домик, необходимо поставить фишку синего  цвета в нужное место, в зависимости от того, где слышится звук (начало, середина, конец).

Логопед:  Замечательно, звуки нашлись! А теперь, давайте, поделим эти слова на слоги, отстукивая ладошкой по столу и определим количество слогов. Слайды 26-31

Дети: ответы детей.

Логопед:  Назовите самое длинное слово, самое короткое?

Дети: Длинное- автобус, короткое- зонт.

12. Физминутка « Быстро встали!» Слайд 32

Быстро встали, улыбнулись!

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

13. Ребус. Составь слово по первым звукам. Слайд 33

Логопед:  Ребята, а вы любите разгадывать ребусы?

Дети: Да!

Логопед: Для вас Свистелочка и Звенелочка приготовили ребус, посмотрите на экран, здесь зашифровано слово. А, какое мы сейчас узнаем!

Картинки:  самолет, обруч, колодец.

Логопед:  Нужно выделить первый звук в начале каждого слова и соединить  их. Кто готов, озвучить слово?

Дети: ответы детей. ( СОК )

Детям предлагается выполнить звуко-слоговой анализ слова «СОК». Выкладывание фишек на столе.

*Логопед спрашивает детей, какой звук они слышат первый, второй, последний и характеристики звуков. Сколько гласных звуков, согласных, количество слогов. Слайд 34

Логопед: Ребята, разгадали ребус! Порадовали сказочных девочек!

14. Работа над предложением. Слайд 35

Логопед: А сейчас, давайте придумаем  предложение со словом  «СОК».

Но прежде, вспомним, что такое предложение?

Дети : Это, когда слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать.

Логопед: Кто готов, озвучить свое предложение со словом «СОК».

Ответы детей. Выбор и  разбор одного предложения.

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе и т.д.

Ответы детей.

Логопед: Сейчас, предлагаю каждому  у себя на столе, выложить схему предложения. А, я составлю схему на экране. Потом, проверим друг у друга!

Выкладывание схемы предложения на столе символами-полосками.

Логопед: *Посмотрите, верно ли я составила?

Дети: Нет! Забыли обозначить начало предложения заглавной буквой *и

в конце предложения поставить точку! *

Логопед: Верно!

15. Итог занятия. Слайд 36

Логопед: Наше время заканчивается ,давайте вспомним, какие звуки мы сегодня сравнивали?

Дети: Звуки С*, З*.

Логопед: Что общего у них?

Дети: Они оба согласные, твердые.

Логопед: В чём их различие?

Дети: Звук [С] глухой, а звук [З] звонкий!

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Своими ответами вы порадовали не только меня, но и  наших гостей!

Слайд 37Большое всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе.

Тема: «Знакомство с Шипелочкой. Звук и буква Ш»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • познакомить детей с согласным звуком и буквой Ш;
  • формирование  понятия  «согласный  звук»,  на  примере  звука [Ш] ;
  • научить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые и обратные слоги.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать фонематический слух,  внимание, память, мышление ;
  • закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  • упражнять в определении места  звука [Ш] в слове;
  • упражнять детей в звуковом анализе слогов, слов;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ;
  • развитие  эмоциональной  сферы ;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание умения внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
  • воспитание  умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника ;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу ;
  • формирование мотиваций обучения.
  • воспитывать у детей самоконтроль за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: ноутбук ,проектор, экран ,презентация к занятию, лист с заданиями, цветные фишки для выкладывания звуковых схем, схемы-полоски для выкладывания предложения, счетные палочки, карточки для обозначения звуков, звуковой домик, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие. 

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем, улыбнемся и поприветствуем друг друга!

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

Логопед: Сегодня в нашем саду много гостей, а еще к нам пришла сказочная  девочка  из страны Звуков, Букв и Правильной Речи. А, зовут ее Шипелочка! Она приготовила для вас много интересных заданий и игр!

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя Шипелочки?

Дети: Со звука [Ш].

Логопед: Верно, сегодня мы познакомимся со звуком и  буквой Ш.

3. Характеристика звука [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам. 

Логопед:  Возьмите зеркало, посмотрите в него и произнесите звук [Ш].  

Дети: [Ш-Ш-Ш…]

Логопед: В каком положении находятся губы? 

Дети: Они вытягиваются трубочкой.

Логопед: Что делает наш язык, когда мы произносим звук [Ш] ?

Дети: Язык широкий в форме чашечки, находится за верхними зубами.

Логопед: Какая воздушная струя:  теплая или холодная?

Дети: Теплая.

Логопед: Приложите ладонь к горлышку, когда мы произносим звук [Ш], включаем ли мы голос?

Дети: Нет, горлышко молчит.

Логопед: Как выходит воздушная струя? Свободно или через преграду?

Дети: Через преграду в виде языка и  зубов. 

Логопед: А, значит, звук [Ш] какой ? 

Дети: Согласный, всегда твердый, будем обозначать синим цветом. 

Логопед: Звонкий или глухой? 

Дети: Глухой звук. 

Логопед: Отлично!

Ребята, а сейчас давайте встанем и поиграем  в забавную игру!

4. Игра «Поймай звук» на развитие слухового внимания. 

Выделение звука [Ш] из ряда звуков и ряда слогов.

Логопед: Ребята, Шипелочка хочет вас проверить, насколько вы внимательные? Если услышите звук [Ш], хлопните  в ладоши .  а-м-Ш-п-Ш-о-н-Ш.

Логопед: Когда услышите слог со звуком [Ш], топните ногой. Шу-но-аШ-па-оШ….

Логопед: Прекрасно, садитесь на места!

Посмотрите на экран!

5. Игра « Найди слова со звуком [Ш]».  

Логопед: Шипелочка хочет с вами поиграть! Перед вами картинки, необходимо выбрать те, в названии которых есть звук [Ш] и обвести синим карандашом.

Дети, поднимая руку, называют слова со звуком [Ш].

Картинки-слова : шахматы, самокат, шоколад, сумка, шарф, тапочки, шишка, маска, шприц, лошадь, петух,  лягушка, кошелек, торт, карандаш, камыш, ведро, вишня, колесо, ландыш.

Отлично справились с заданием!

6. Игра «Звуковой домик». 

Логопед: Ребята, вы только что произнесли слова со звуком [Ш].

Давайте вспомним, где может находиться звук в слове? 

Дети: В начале слова , в середине и  в конце.

Логопед: Верно.

Логопед: Ребята, Шипелочка просит у вас помощи, она потеряла звук [Ш] в названии своих картинок. Поможем?

Дети: Да!  

Логопед: У каждого из вас на столе имеется звуковой домик, давайте  дружно найдем место звука [Ш] в словах. Кто самый смелый  и готов  дать ответ?

Картинки-слова: Ромашка, Шуба, Душ 

Логопед:  Замечательно, звуки нашлись! А теперь, давайте поделим эти слова на слоги и определим количество слогов. 

Дети: ответы детей.

Логопед:  Назовите самое длинное слово, самое короткое?

Дети: Длинное- ромашка, короткое- душ.

Молодцы!

7. Физминутка.  

Логопед: Шипелочка немного подустала и хочет с вами подвигаться!

Потрудились –отдохнем

Встанем, глубоко вдохнем.

А сейчас все улыбнулись!

Выше-выше потянулись!

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

8. Связь звука с буквой. Знакомство с буквой Ш. 

Логопед обращает внимание детей на слайд, где выставлена  буква Ш.

Логопед: Дети, посмотрите на экран, что написала Шипелочка?

Дети: Букву Ш.

Логопед: Из каких элементов она состоит?

Дети: Из четырех палочек: три стоят вертикально, а одна снизу- горизонтально.

Логопед:  Чем отличаются буквы от звуков.

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Верно!

Логопед: Шипелочка предлагает  вам немного пофантазировать, на что похожа буква Ш? 

Дети: На ………..

9. Выкладывание буквы  Ш и нахождение её среди других. Логопед: Дети, Шипелочке интересно, сможете ли вы выложить букву Ш с помощью счетных палочек.

Дети выполняют задание у себя на столе.

Логопед: Ребята, а сейчас, попробуйте найти и обвести все буквы Ш среди  других букв. Сколько букв получилось?

Дети: 10.

А сейчас, дадим нашим глазкам отдохнуть!

10. Физминутка для глаз. 

Мы смотрели, мы играли

Наши глазки так устали.

Глазкам нужно отдохнуть

Их закроем на чуть - чуть.

(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вдохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Глазкам стало хорошо
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят наши глазки всё!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

11. Чтение слогов с буквой  Ш. 

Логопед: Ребята, Шипелочка так же как и вы учится читать. В стране Звуков, Букв и Правильной речи идет снегопад, посмотрите на волшебные снежинки, они необыкновенно –умные!  На них напечатаны слоги, давайте попробуем их прочесть по очереди. 

Дети: читают слоги по очереди.

Логопед: Молодцы!

12. Игра «Живой слог».

Логопед: Шипелочка приглашает выйти  двух детей и поиграть в игру «Живой слог».

Двое детей выходят и становятся «живыми слогами». Логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение и встают в нужной последовательности, услышав слог. Остальные дети выполняют звуковой анализ слога  у себя на столе цветными фишками.

Логопед: Послушайте слог: АШ, ШУ.

13. Ребус. Составь слово по первым звукам. Звуковой анализ слова.

Логопед:  Ребята, а вы любите разгадывать ребусы?

Дети: Да!

Логопед: Тогда внимание! Шипелочка загадала вам ребус. У каждого из вас на столе лист с заданием. Нужно составить слово по первым звукам названий картинок и тогда узнаете, какое слово зашифровано.

Картинки:  шарик, удочка, бант, арбуз.  (ШУБА) 

Логопед:  Кто готов, озвучить слово?

Дети: ответы детей.

Логопед: Ребята, вам понравился ребус от Шипелочки?

Дети: Да.

Логопед: А сейчас, давайте ее удивим, выполним звуковой анализ слова ШУБА .

Детям предлагается выполнить звуко -слоговой анализ слова «ШУБА». Напечатать слова.(задание на листе)

Логопед спрашивает детей, какой звук они слышат первый, второй, последний и характеристики звуков. Сколько гласных звуков, согласных, количество слогов. 

14. Работа над предложением. 

Логопед: А сейчас, давайте придумаем  предложение со словом  «ШУБА».

Но прежде, вспомним, что такое предложение?

Дети : Это, когда слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать.

Логопед: Кто готов, озвучить свое предложение.

Ответы детей. Выбор и  разбор одного предложения.

Мама купила новую шубу.

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе и т.д.

Ответы детей.

Логопед: Сейчас, предлагаю каждому  у себя на столе, выложить схему предложения. А, я составлю схему на экране. Потом, проверим друг у друга!

Выкладывание схемы предложения на столе символами-полосками.

Логопед:  Посмотрите, верно ли я составила?

Дети: Нет! Забыли обозначить начало предложения заглавной буквой и

в конце предложения поставить точку! 

Логопед: Верно!

15. Итог занятия. 

Логопед: Наше время заканчивается и Шипелочке пора возвращаться, давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком и буквой Ш .

Логопед: Какой звук [Ш] ?

Дети: Согласный, всегда твердый, глухой.

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Своими ответами вы порадовали не только меня ,но и Шипелочку!

Она за это, хочет вас угостить!!! (шоколадные конфеты)

Большое всем спасибо! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотв...

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Тема "Космос"...