Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со  звуковыми схемами слов, умение производить звуко - буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_zvukov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи и обучению грамоте

на тему: «Путешествие в страну звуков»

Программное содержание:

образовательные: закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения  определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со  звуковыми схемами слов, умение производить звуко - буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.

развивающие: развивать  фонематический  слух, грамматический строй речи. Продолжать развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.

Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.

Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику.

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу.

Здоровьесберегающие: продолжать учить детей  следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.

Материалы к занятию: 

демонстрационный: домики для звуков, материал для подготовки детей к обучению грамоте «Лесная Азбука».

раздаточный: листы с заданием для каждого ребенка (задание на определение место положения звука в слове, подбор звуковой схемы слова к определенной картинке), конверт с письмом, конверты с заданиями, мяч, карандаши зеленого, синего цвета, круги красного, синего, зеленого цвета для звуко – буквенного анализа.

- Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Здесь написано, что оно детям группы «Солнышко» д/с №1.

-Давайте прочтем, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Нам очень нравится с вами путешествовать! Мы с вами узнали очень многое и многому научились. Сегодня мы приглашаем вас в страну звуков, где вас ждут интересные задания и игры от нас. Мы уверенны, что вы справитесь, и выполните все задания.  Вы очень способные, умные ребята! Удачи вам! Лисенок, Ежик, Мудрая Сова»

- Ну, что вы готовы отправиться в страну звуков? (Ответы детей)

-Сегодня в путешествие я предлагаю отправиться на воздушном шаре! Но с начало его необходимо надуть.

Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:

-  Воздух через нос легко вдыхается

   И животик, словно, шарик, надувается.

   Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

   И сдувается, как шарик, наш живот.

- Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)

- А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш  шарик сдулся и приземлился на землю.

- Ребята, вот мы, и прилетели в страну звуков. (Дети осматриваются)

- Посмотрите, что это?

Дети подходят к мольберту, обращаю внимание на красный домик.

- Мы попали с вами на улицу Гласная. Почему она так называется? (Ответы детей)

- А на этой улице в этом красивом доме живут… Назовите жильцов этого дома. (Дети называют гласные звуки)

- Молодцы, ребята! Идем дальше.

Дети переходят к следующему мольберту.

- А теперь мы попадаем на другую улицу - Согласную. Здесь два домика. Ребята, как вы думаете, кто живет в синем домике? (Ответы детей)

- А кто живет в зеленом домике? (Ответы детей)

- Ребята, а чем звуки, которые живут на улице Гласная, отличаются от звуков улицы - Согласной? (гласные звуки поются, тянуться, а согласные произносятся коротко)

- Каждый звук обозначается определенной буквой. Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв? (Звуки - произносим и слышим, а буквы - видим и пишем)

- Звуки, хоть и живут на разных улицах, но они очень дружные и часто ходят, друг к  другу в гости. Вот и сегодня они решили встретиться на лесной полянке и вместе с лесными жителями поиграть с нами.

- Согласный твердый звук  [К] встретился с гласным  звуком [А]. Что получилось?  (Ответы детей)

- Правильно, слог [КА].

- Посмотрите и найдите изображения предметов в названиях, которых слышится слог [КА]? (Бабочка)

- Сколько слогов в этом слове? (три слога)

Воспитатель выставляет карточки со слогом [ПА]

- А теперь посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке? ( На лесной полянке встретились согласный твердый звук [П] и гласный звук [А])

- Давайте прочитаем этот слог.

Дети читают слог.

- Посмотрите и найдите изображение предмета  в названии, которого слышится слог [ПА]? (Черепаха)

- Сколько слогов в этом слове? (четыре слога)

Воспитатель выставляет карточки со слогом [УТ]

- Посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке?

( На лесной полянке встретились гласный звук [У] и согласный твердый звук [Т]).

 - Давайте прочитаем этот слог.

Дети читают слог.

- Найдите изображение предмета  в названии, которого слышится  слог [УТ]? (Утка)

- Сколько слогов в этом слове слышится? (два слога)

-Молодцы, ребята! Но нам надо идти дальше.

Дети проходят за столы.

- Ребята, посмотрите здесь конверт от Лисенка. Да, здесь стихотворение, которое  сочинил сам Лисенок. Как интересно!

Воспитатель читает:

- Вот сколько слов я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор.

Ребята, ответьте мне на вопрос

Что общего у всех этих названных слов? (Все слова начинаются со звука [К])

- Лисенок пишет, что мы попали на улицу «Карамельки». И название улицы на которую мы попали начинается со звука…?  (Ответы детей)

- Лисенок предлагает нам выполнить очень интересное задание.

- Ребята, вам необходимо под каждой картинкой закрасить клеточку в соответствии с положением звука [К] в слове (в начале, середине, конце).

- Каким цветом обозначается этот звук? Почему? (синим)

- Правильно, синим карандашом вы закрашиваете соответствующие клеточки.

Дети выполняют задание.

- Молодцы, справились с заданием! А сейчас я предлагаю вам отправиться  на улицу «Играйка» и поиграть  в интересную игру.

Дети проходят на ковер, встают в круг.

- Сейчас я буду называть каждому из вас слово, а вы называть это слово наоборот, т.е. поменять слоги местами, например,  и: « Ла-па – па-ла, ка-ша – ша-ка, му-ха – ха-му, Ма-ша – ша-ма, ко-ра – ра-ко, но-га – га-но, ра-ма – ма-ра, ши-на – на-ши, Па-ша – ша-па, ма-ма –ма-ма, но-ты –ты-но, ру-ка – ка-ру»

- Поиграли, отдохнули! Отправляемся дальше!

Дети проходят за столы.

- Мы попали на улицу «Загадочная» и здесь конверт.

 - Ребята, здесь задание от Ежика – он приготовил нам загадки. Послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - … (Кот)

- Правильно!  А теперь Ежик предлагает  вам выложить звуковую  схему слова «кот», используя цветные круги.

Дети выкладывают слово, используя цветные  круги для обозначения звуков.

- Сколько звуков в слове «кот»? Назовите их. (Ответы детей)

- Сколько слогов? (Ответы детей)

- Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей)

- А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей)

- А сейчас послушайте и  отгадайте следующую загадку:

 Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит? (Петух)

- Правильно! Выложите звуковую  схему слова «петух», используя цветные круги.

Дети выкладывают слово, используя цветные  круги для обозначения звуков.

- Сколько звуков в слове «петух»? Назовите их. (Ответы детей)

- Сколько слогов? (Ответы детей)

- Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей)

- А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! А сейчас мы немного отдохнем, поиграем в игру «Назови ласково».

Дети выходят на ковер и встают в круг.

- Я буду говорить слова со звуком [Ы] в конце слова, а вы будете называть их ласково, чтобы в конце слова  появился звук [И]: зонты – зонтики, мосты – мостики, котлы – котелки, усы – усики, носы – носики, кусты – кустики, рыбы – рыбки, горы – горки, норы – норки, лапы – лапки, грибы – грибочки, блины –блинчики, зубы – зубки, цветы – цветочки.

Воспитатель называет слово и  бросает мячик каждому ребенку по очереди.

- Молодцы! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше.

Дети проходят за столы.

- Ребята, мы находимся на улице  «Угадайка». И следующее задание нам приготовила Мудрая Сова. Перед вами на столе карточки с изображениями предметов и звуковой  схемы слова. Определите, к какому слову она относится,  и соедините линией.

Дети выполняют задание.

- Молодцы, ребята! Все задания выполнили, со всем справились. Пришло время возвращаться в детский сад.

Дети проходят на ковер.

- На чем, мы прилетели в страну звуков? (На воздушном шаре)

- Сейчас мы  надуем свои воздушные шары и полетим в наш детский сад!

 Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:

Воздух через нос легко вдыхается

И животик, словно, шарик, надувается.

Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

И сдувается, как шарик, наш живот.

Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)

- А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш  шарик с дулся и приземлился на землю.

- Вот мы и в нашем детском саду, в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

- В какой стране мы сегодня побывали? (Ответы детей)

- Какие звуки живут в этой стране? (Ответы детей)

- Задание, какого героя вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

- А какое задание вам показалось сложным? (Ответы детей)

- В какие игры мы играли? (Ответы детей)

- Вы сегодня все  очень хорошо работали! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» , «Развитие речи» и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в лето»

Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия диких животных и их детенышей, упражнять в умении называть пару сог...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Конспект ООД по речевому развитию ( развитие речи и обучение грамоте) " Как птицы весну встречают"

Конспект по речевому развитию. Занятие состоит из организационного момента, фонетической и артикуляционной зарядки, дидактических игр, физминутки, работы в тетради, рефлекси. Конспект  включает и...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...