Речевые дидактические игры по лексической теме "Дом"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дом15.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМ

 «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какую-нибудь часть дома  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Они называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (дом - домик, окно – окошечко,  дверь – дверка)

 «Один много».

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает детям мяч. Они называют существительное во множественном числе и возвращает его: дом – дома, крыша – крыши, стена – стены, подъезд – подъезды, окно – окна, комната – комнаты, потолок – потолки, балкон – балконы, лифт – лифты, лестница – лестницы, этаж – этажи, пол – полы.

«Скромник и хвастун».

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением элементов дома

Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна лестница», а команда «Хвастунов», отвечает «а у меня много лестниц» и т.д..  Далее команды меняются ролями.

-У меня один дом, а у меня много домов;

- В моем доме один лифт – а в моём доме много лифтов;

- В моей квартире одна комната – а в моей квартире много комнат;

- В моем доме один этаж – а в моём доме много этажей;

- В моем доме одна лестница – …много лестниц;

- В моем доме одна дверь – …много дверей;

 - В моём доме одно окно –  .…много окон.

«Какой дом?»

Цель:  образовывать прилагательные от существительных

Оборудование:  предметные картинки с изображением различных домов

Ход: Педагог раскладывает на столе картинки. Предлагает детям подумать и назвать материал, из которого сделаны дома. Например: «Дом из кирпича, какой дом? (кирпичный)». Картинку забирает ребенок, который правильно ответил. Побеждает тот кто больше соберет картинок.

Дом из панелей, какой дом? (панельный);

Дом из дерева, какой дом? (деревянный);

Дом из камней, какой дом? (каменный);

Дом из брёвен, какой дом? (бревенчатый)

Дом из двух этажей, какой? (двухэтажный) и т.д.

-А в сказке дома строят из разного необычного материала, из снега какой дом? Изо льда? из соломы? Из пряников? из леденцов? Из хрусталя?

«Назови улицу».

Цель:  образовывать прилагательные от существительных

Оборудование:  предметные картинки и сюжетная картинка с изображением города

Ход: Педагог раскладывает картинки на столе, предлагает детям по очереди выбрать понравившиеся и придумать названия улиц. Например: Улица, на которой расположена больница, называется Больничная;

- если на ней растут клёны-…Кленовая;

- если на ней растут цветы…- Цветочная;

- а на этой улице расположена школа -…Школьная;

- а на этой – аптека, значит, улицу можно назвать -…Аптечная;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....