Речевые дидактические игры по лексической теме "Обувь. Головные уборы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обувь. Головные уборы17.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

«Много - один».

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет обувь или головной убор  в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: ботинки – ботинок, валенки – валенок, сапоги – сапог, туфли – туфель, чешки – чешка, тапки- тапок, сланцы – сланец, кепки -кепка, шапки - шапка, косынки – косынка, бескозырки – бескозырка, фуражки – фуражка, пилотки – пилотка, косынки – косынка, колпаки – колпак, шляпы – шляпа, каски- каска, бейсболки – бейсболка.

«Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет какую-нибудь обувь или головной убор  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (сапоги - сапожки, тапки - тапочки, кроссовки – кроссовочки, босоножки - босоножечки, туфли - туфельки, ботинки - ботиночки, валенки - валеночки, пимы – пимки, чешки – чешечки, кепка-кепочка, шапка-шапочка, бескозырка – бескозырочка, фуражка – фуражечка, пилотка – пилоточка, косынка – косыночка, колпак - колпачок, шляпа – шляпка, каска- касочка, бейсболка – бейсболочка).

«Скажи, как попугай».

Цель: учить образовывать существительные в разных падежах

Оборудование:  предметные картинки по теме, игрушка - попугай

Ход. Педагог раздает детям картинки и предлагает поиграть в попугайчиков. Первым начинает фразу педагог, держа в руках попугая. Далее дети по очереди продолжают повторять фразу, ориентируясь на свою картинку. Например:

- У меня нет сапог (валенок, туфель, тапок, пим, босоножек, кроссовок, чешек, ботинок, косынки, платка, панамки, пилотки, фуражки, шляпы, платка, каски,  шапки,  колпака, кепки).

- Я пойду гулять в сапогах (валенках, туфлях, кедах, кроссовках, босоножках, шлепанцах, ботинках, косынке, панамке, пилотке, фуражке, шляпе, платке, каске, шапке, колпаке, кепке).

- Мы пошли в магазин за сапогами (валенками, ботинками, тапочками, кроссовками, босоножками, туфлями, валенками, пимами, фуражкой, шляпой, платком, косынкой, панамкой, каской, шапкой, колпаком, кепкой).

«Скажи наоборот».

Цель: активизировать словарь антонимов

Оборудование:  предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: обувать кеды – разувать кеды; завязывать шнурки – развязывать шнурки; застегнуть пряжку – расстегнуть пряжку; чистить обувь – пачкать обувь; мокрые ботинки - сухие ботинки; чистые сапоги – грязные сапоги; высокий каблук – низкий каблук; короткие шнурки – длинные шнурки; детская обувь – взрослая обувь.

              Надеть шляпу – снять шляпу; завязывать завязки – развязывать завязки, застегнуть пуговицу – расстегнуть пуговицу, чистить шапку – пачкать шапку, мокрая  косынка - сухая косынка, чистый колпак – грязный колпак; большой козырек – маленький козырек; короткие завязки – длинные завязки; детские головные уборы  – взрослые головные уборы.

«Сосчитай, не ошибись».

Цель: согласовывать числительные от одного до пяти с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением обуви. Дети по очереди кидают кубик и называют количество обуви. Например: один сапог, два сапога, три сапога, четыре сапога, пять сапог; Один длинный шнурок -….,

Одна хрустальная туфелька -…..,

Одна пара новых ботинок, две пары новых ботинок, три пары новых ботинок, четыре пары новых ботинок, пять пар новых ботинок.

«Из чего – какое?»

Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.

Оборудование: лоскутки ткани разной текстуры и предметные картинки с изображением обуви и головных уборов

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по картинке и лоскутку, предлагает потрогать лоскуток и назвать, из какого материала будет сшита обувь или головной убор, изображенная на его картинке. После этого ответить на вопрос:

Косынка из ситца – ситцевая косынка, шляпа из фетра – фетровая шляпа, шапка из меха – меховая шапка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, сапоги из резины – резиновые сапоги, валенки из войлока – войлочные валенки, тапочки из материи – матерчатые тапочки, сапоги из кожи – кожаные сапоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....