Речевые дидактические игры по лексической теме "Транспорт"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Транспорт17.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАНСПОРТ

 «Один – много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: машина – машины, грузовик – грузовики, трактор – трактора, самолёт – самолёты, вертолёт – вертолёты, лодка – лодки, пароход – пароходы, катер – катера, ракета – ракеты, мотоцикл – мотоциклы, велосипед – велосипеды..

Чего не хватает?

Цель: расширять словарь за счет имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин.

Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог показывает детям картинки с изображением грузовой машины, у которой отсутствует какая – либо часть: кузов, руль, кабина, кузов, фара и т.д.

После этого поясняет: «Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта. У каждой из них чего – то не хватает. Посмотрите внимательно  и скажите, чего нет у этой машины?». (Эта машина без колес, а эта без кузова и т.д.).

За каждое правильно подобранное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Один – много» (2 вариант)

Цель: закреплять образование существительных во мн.ч в родительном падеже.

Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог кладет картинки в стопку на середину стола и предлагает детям по очереди брать картинку и проговаривать:

Машина – машины – много машин;

Грузовик – грузовики – много грузовиков;

Трактор – трактора – много тракторов;

Самолёт – самолёты – много самолётов;  

Вертолёт – вертолёты – много вертолётов;

Лодка – лодки – много лодок;  

Пароход– пароходы – много пароходов;  

Катер – катера – много катеров;

Ракета – ракеты – много ракет;

Мотоцикл – мотоциклы – много мотоциклов;  

Велосипед – велосипеды – много велосипедов.

Правильно назвавший всю цепочку забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

 

«Скажи одним словом».

Цель: учить образовывать многосложные слова

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, мешочек

Ход. Педагог вытаскивает из мешочка картинку и предлагает детям отгадать, что у него в руке:

Лес возит -…лесовоз;

молоко возит – молоковоз;

воду возит -…водовоз;

хлеб возит – хлебовоз;

снег убирает -…снегоуборочная машина;

сам ходит – самоход;  

ходит везде -…вездеход;

сам летает -…самолёт;

сам сваливает груз -…самосвал;

сам катит - …самокат;

ходит по луне -…луноход;

летит к звёздам -…звездолёт

За каждое правильно отгаданное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Из чего что?»

Цель: закреплять умение образовывать прилагательные от существительных

Оборудование: предметные картинки, мешочек

Ход. Педагог предлагает детям по очереди доставать из мешочка картинки и отвечать на вопросы:

Шины из резины (какие?) – …резиновые;

Кабина из металла (какая?) – …металлическая;

Фара из стекла (какая?) – …стеклянная;

Сиденье из кожи (какое?) -…кожаное; 

Ручки из пластмассы (какие?) - …пластмассовые;

Багажник из железа (какой?) -…железный;

Кузов из дерева (какой?) -…деревянный;

Машинка для игры (какая?) -…игрушечная;

Окна из стекла (какие?) -…стеклянные.

За каждое правильно названное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Считай - запоминай».

Цель: закреплять умение согласовывать числительные с существительными

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, фишки

Ход. Педагог раздает детям по одной картинке и называет любое число от 1 до 10. Дети по очереди называют количество транспорта, заданное педагогом. Например:

 «2»

- два катера, два велосипеда, два автобуса, два самолета

«5»

- пять катеров, пять велосипедов, пять автобусов, пять самолетов и т.д.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

 «Хвастунишка».

Цель: учить образовывать наречия

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог предлагает детям закончить фразу:

Моя  ракета  большая, а моя еще больше.
Моя  ракета  красивая, а моя еще … .
Моя  ракета  надежная, а моя еще … .
Моя  ракета  быстрая, а моя еще … .
Моя  ракета  прочная, а моя еще … .
Моя  ракета  современная, а моя еще.. и т.д.

За каждый правильный ответ ребенок получает камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....