Речевые дидактические игры по лексической теме "Зима"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зима20.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

«Зимние забавы»

Цель: употреблять в речи инфинитив глаголов (кататься, бегать, играть, лепить, плясать, кружиться); отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки на тему зимние забавы.

Ход: Педагог рассказывает детям: «Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно...». После этого предлагает детям помочь рассказать, что можно делать зимой. Педагог показывает детям предметные картинки, а дети рассказывают: «Зимой можно кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и разных зверей».

Спросите ребенка, какая из зимних забав ему больше нравится.

«Я, мы, он, она, вместе — дружная семья»

Цель: изменять глаголы по лицам и числам.

Оборудование: фишки

Ход: Педагог говорит: «Я катаюсь на санках» и предлагает детям по очереди повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты». Далее продолжая игру, педагог просит повторить произнесенную вами фразу, подставить другое местоимение и изменить форму глагола. Например:

«Я гуляю по лесу. — Ты ... (гуляешь) по лесу.

Я кормлю птиц. — Он ... (кормит) птиц.

Я играю в хоккей. — Мы ... (играем) в хоккей.

Я играю в снежки.— Они ... (играют) в снежки.

Я леплю снеговика. — Вы ... (лепите) снеговика».

За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

«Как?»

Цель: актуализировать словарь антонимов

Оборудование: прозрачные камушки, детское ведерко

Ход: Педагог ставит на стол детское ведерко с камушками – снежками, предлагает детям посоревноваться и набрать как можно больше «снежков», по очереди продолжая фразу за педагогом:

«Летом по дороге мы бегаем быстро, а зимой по сугробам ... (медленно).

Санки по полю едут медленно, а с горки ... (быстро).

Птицы летом поют много, а зимой ... (мало).

Птицы летом поют громко, а зимой ... (тихо).

Животным летом в лесу хорошо, а зимой ... (плохо).

Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком ... (холодно).

Летом в лесу корма много, а зимой ... (мало)».

Побеждает тот, кто соберёт больше фишек.

 «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Педагог предлагает детям выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. По ходу игры детям задаются вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи. Педагог активизирует речь детей вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т.д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какое-нибудь слово, связанное с зимой и бросает мяч по очереди каждому ребенку. Ребенок называет его ласково и возвращает мяч взрослому:

снег - снежок                               лед — ледок

сосулька - сосулечка                  санки - саночки

горка - горочка                            лопата - лопатка

«Зимние загадки»

Цель: развивать мышление; учить детей отгадывать загадки; расширять словарь за счет признаков зимы.

Оборудование:  загадки, цветные камешки

Ход. Педагог читает детям загадку:

«Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила и на санках прокатила».

Спрашивает: «Какое это время года? (Зима.) Какими словами можно рассказать о зиме?»

Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима ... (холодная).

Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима ... (снежная).

Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима ... (морозная). За правильный ответ ребенок получает камешек. Побеждает тот, кто наберет набольшее камешков.

«Зимние вопросы»

Цель: учить согласовывать имя прилагательное с существительным в роде.

Оборудование:  фишки

Ход. Педагог предлагает детям по очереди ответить на «зимние» вопросы, договаривается с ними, что будет задавать вопросы, а их просит отвечать только одним словом. Например:

«Сегодня день какой?» (Зимний.)

Погода какая? (Зимняя.)

Солнце какое? (Зимнее.)

Деревья какие? (Зимние.)

Дорога какая? (Зимняя.)

Небо какое? (Зимнее.)

Улица какая? (Зимняя.)

За правильный ответ ребенок получает камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Много или нет?»

Цель: учить образовывать форму имен существительных множественного числа родительного падежа.

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог называет слово,  а дети по очереди отвечают – много этого зимой бывает или нет. Например: Снег. – Зимой много снега.

Снежинка. -… (Зимой много снежинок.)

Лед. - … (Зимой много льда.)

Сугроб. - …( Зимой много сугробов.)

Метель. - … (Зимой много метелей.)

Вьюга. - … (Зимой много вьюг.)

Снеговик. - … (Зимой много снеговиков.)

Санки. - … (Зимой много санок.)

Забава. - … (Зимой много забав.)

За правильный ответ ребенок получает камешек. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Мой, моя, мое»

Цель: согласовывать имя существительное с местоимением «мой (моя, мое)».

Оборудование: елка, елочные игрушки.

Ход: Педагог предлагает детям украсить елку, а перед этим рассортировать игрушки, поделив их поровну. Затем говорит детям, чтобы каждый украшал елочку «своими» игрушками. Перед этим показывает, как это нужно делать, взять две разные игрушки, говоря при этом: «Это мой шар. Это моя шишка». Предлагает тоже самое сделать каждому ребенку. Таким образом, дети разбирают все игрушки, а затем вместе наряжают елку.

 «Один - много»

 Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

елка - елки                                 ветка - ветки

иголка – иголки                     шишка - шишки

игрушка – игрушки               хлопушка – хлопушки

шар - шары

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому:

елка - елочка        иголка - иголочка

ветка - веточка     шишка - шишечка

шар – шарик и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....