Занятие в логопедической подготовительной группе "Звуки и буквы Т - Д"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Крупнова Ольга Игоревна

Цель: Научить детей различать звуки и буквы Т-Д.

Задачи:

Обучающие:

Актуализировать понятия «звук», «буква».

Совершенствовать умение давать характеристику звукам, сравнивать звуки между собой.

Развивать умение выделять звук из ряда звуков, в слогах, словах.

Развивающие:

Обогащать словарь признаков.

Развивать связную речь.

Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать темпо-ритмическую сторону речи.

Развивать познавательную активность детей.

Воспитательные:

Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: Разрезные картинки, фишки, предметные  картинки, пословицы, карточки с индивидуальными заданиями, карточки со слогами, столы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД  по формированию фонематического восприятия

ФИ педагога

Крупнова Ольга Игоревна

Образовательная область

Познавательно-речевое развитие

Тип НОД

Логопедическое групповое занятие

Группа

Подготовительная

Тема

Звуки и буквы Т-Д.

Цель

Научить детей различать звуки и буквы Т-Д.

Задачи

  1. Актуализировать понятия «звук», «буква».
  2. Совершенствовать умение давать характеристику звукам, сравнивать звуки между собой.
  3. Развивать умение выделять звук из ряда звуков, в слогах, словах.
  4. Обогащать словарь признаков.
  5. Развивать связную речь.
  6. Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие и внимание.
  7. Развивать мелкую моторику рук.
  8. Развивать темпо-ритмическую сторону речи.
  9. Развивать познавательную активность детей.
  10. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Программное обеспечение

И.Н. Шевченко «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников», Детство-пресс ,2011г.

Л.С. Лылова «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», Воронеж, 2012г.

В.В. Коноваленко «Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста», Москва,2009г.

Оборудование

Разрезные картинки, фишки, предметные  картинки, пословицы, карточки с индивидуальными заданиями, карточки со слогами, столы.

Методы обучения

Наглядные, словесные, практические

Прогнозируемый результат

Дети научатся различать звуки и буквы Т-Д.

Здоровье сберегающие технологии

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обеспечение мотивации к деятельности, позитивного психологического климата.

Смена видов деятельности.

Использование пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

Этап урока

Деятельность логопеда

Деятельность воспитанников

I.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Нахождение темы занятия.

1. Приветствие.

-Ребята, поздоровайтесь  с гостями. Наше занятие начнем с добрых слов.

-Посмотрите, что это?

-Скажите доброе слово про подснежники. Какие они?

2. Введение в тему занятия.

Слышится стук.

-Здравствуйте. Вы кто?

-Это письмо от фей Фонетики и Графики. Тут картинки. Ребята,  соберите их. Что получилось?

-Чем различаются эти слова?

- Какие же звуки и буквы мы будем различать на этом занятии?

3. Подтверждение темы занятия.

Тема нашего занятия «Звуки и буквы Д-Т».
Оценивание.
На занятии вы будете выполнять разные задания.  
За правильное выполнение получите букву. В конце занятия вы сможете  собрать целое слово.

Дети здороваются с гостями.

Это подснежники.

Нежные, тонкие, красивые, первые, весенние, хрупкие, светлые, благоухающие.

Появление Почтальон.

Я почтальон, принес вас письмо.

Собираю командами.

Это уточка и удочка.

В слове уточка есть звук Т, а в слове удочка-Д.

Звуки и буквы Т-Д.

II.Основной этап. Звуки Д-Т.

  1. 1.Характеристика звуков.
    Для того чтобы научиться различать звуки Д-Т нужно вспомнить их сходства и различия.

Произнесите звук Т.
В каком положении находятся губы, зубы, язык,
-какая воздушная струя
-работает ли голос.

-скажите звук Т гласный или согласный? Почему?
-ребята, сравните, Т как звучит?
 (твердо или мягко) (каким цветом обозначим)
- а Ть как звучит? (твердо или мягко) (каким цветом обозначим)
-а Т звонкий или  глухой? Почему?

Произнесите звук Д.
В каком положении находятся губы, зубы, язык,
-какая воздушная струя
-работает ли голос.

-скажите звук Д гласный или согласный? Почему?
-ребята, сравните, Д как звучит?
 (твердо или мягко) (каким цветом обозначим)
- а Дь как звучит? (твердо или мягко) (каким цветом обозначим)
-а Д звонкий или  глухой? Почему?

2. Сравнение звуков.
Мы с вами сейчас дали характеристику звуков Д-Т.
А теперь сравним эти звуки.

-Скажите, чего больше сходств или различий?

-Чем различаются эти звуки?
Работой голоса: Д-голос работает, Т-голос не работает.

-Молодцы ребята.

3.Упражнение «Поймай звук». Развитие фонематического восприятия.

Я буду произносить звуки, слоги. Если вы услышите звук Т-покажите карточку с перечеркнутым колокольчиком, а если услышите звук Д- карточку с колокольчиком.
-А, Т, Б, Д, З, Ш, Т, П, Т, И, Д

МА,БА,СО,КО,ТУ,БЫ,АТ,ОП,

УТ,БУ.

-Дыня, танк, сковорода, дуб, посуда, кот, молоток, кит.

Оценивание 1. Буква В.

 

Дети смотрят в зеркала и произносят звук Т.

Открыты, Вверху за В.З.

Короткая
Не работает, не звенит спит.

Согласный. Есть преграда.

Твердо, синим

Мягко, зеленым

Глухой, горлышко не звенит.

Дети смотрят в зеркала и произносят звук Д.

Открыты, Вверху за В.З.
Короткая
Да, горлышко звенит.

Согласный. Есть преграда.

Твердо, синим.

Мягко, зеленым.

 

Звонкий, горлышко звенит. 

Сходств.

Работой голоса.

 

 

Дети берут сигнальные карточки. Показывают нужную сторону.

III.Различение понятий «звук» и «буква».

1.Определение понятий «звук», «буква».

Ребята, вы говорите: «звук», «буква», а что это такое?

2.Закрепление знаний. Игра «Топай-хлопай»

Поиграем в «топай-хлопай». Встаньте.  Скажу правду-хлопайте, скажу неправду-топайте.

Буквы можно писать.

Звуки можно видеть.

Буквы можно произносить.

Буквы можно видеть.

Звуки можно слышать.

Звуки можно писать.

Буквы можно видеть.

-Оценивание 2. Буква Е.

Звуки мы произносим и слышим.

Буквы мы пишем и видим.

Дети встают возле своих мест.

Хлопают.

Топают.

Топают.

Хлопают.

Хлопают.

Топают.

Хлопают.

IV.Физминутка

1.Пальчиковая гимнастика. 

Мама мишек будит рано.

Не встают они с дивана.

 -Эй, Большак, вставай скорей!

 Ждут друзья уж у дверей!

 

-Ну, а ты, лентяй Указка!

 У тебя засохла краска!

 Вы должны с Середняком

 Побелить амбар и дом.

 

-Безымянный, мой бедняжка!

 Знаю, болен был ты тяжко.

 Пожалею я тебя,

 Полежи ещё два дня.

 

Ты, Мизинчик – малышок,

 Роста у тебя – вершок!

 Но зато проказ и драк

 Сосчитать нельзя никак!

Дети выполняют упражнения.

Пальцами обеих рук изобразить мишек

Встряхиваем большие пальцы  рук

Указать руками на дверь

 Встряхнуть указательные пальцы

 Изобразить руками ведро

 Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой,  снизу – вверх

Погладить безымянный палец пальцами другой руки

Прижать безымянный палец к ладони и погладить его

Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.

Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.

V.Соотнесение с графемой.

1.Графический образ букв Т-Д.

Вспомним как выглядят

 буквы Д-Т.  Показывая  печатную и письменную и зачитываю стихи. 

Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве Т я старый друг».

Этот домик-буква Д.
В домике – окошко.
-А сейчас каждый выполнит  задание в карточке: найдите зашумленные буквы Д и Т;

в ряду обведите буквы Д в круг, Т в треугольник.

2.Дифференциация в словах.
-Ребята, посмотрите, под картинками есть слова. В них пропущены буквы. Вставьте Т или Д.  Как проверим последний согласный в слове?  
Ко…, ки…, са…, мос…, обе…, биле…, буке….  .

Оценивание 3. Буква С.

Работа с карточками.

 Выполнение инд. заданий.

Подберем проверочное слово.

Коты-т, киты-т, сады-д, мосты-т, обеды-д, билеты-т, букеты-т.

VI.Динамическая пауза.

Развитие общей моторики.

А теперь разомнемся .

« То-па-ли да то-па-ли,

До-то-па-ли до то-по-ля.

До то-по-ля до-то-па-ли,

Все но-ги-то от-то-па-ли.»

Выполнение движений под стихотворение.

Топают ногами на каждый слог.

Бьют по коленям на каждый слог.

Хлопают в ладоши на каждый слог.

Топают ногами на каждый слог.

VII.Работы по теме

1.Дифференциация в слогах.
-Вы любите пускать кораблики?
Давайте возьмем кораблики и прочитаем слоги.
-С какими звуками читали слоги?

Я буду начинать слова, а вы заканчивать подходящим слогом. Если вы угадаете, то увидите картинку. Называю начало слов и показываю картинки, услышав правильный вариант слов от детей.

Ва……., комна……, во….,  воро….., лопа….., пома……,  посу….., ха……;

Ко……, сле……, цве….., самолё……, коф…., пирами…..  .
-
Оценивание 4.Буква Н.

 

 

 

Да

 

Да. Та. Ты. Ды.

 Д, Т.

Вата, комната, вода, ворота, лопата, помада, посуда, хата.

Коты, следы, цветы, самолёты, кофты, пирамиды.

2.Дифференциация в словах. Упражнение «Измени звук».

Фея Фонетика прислала коробочку с волшебными словами. Чтобы волшебство произошло, измените в словах  звук Т на звук Д.

Показываю картинки.

Оценивание 5. Буква А.

        

Дети называют исходное слово, меняют звук Т на Д, называют новое слово.

Том-дом, тачка-дачка, прут-пруд, точка-дочка, вата-вода, уточка-удочка, катушка-кадушка, плоты-плоды, трава-дрова, тушь-душ.

VIII.Подведение итога.

Какое слово получилось?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о весне?

Сегодняшнее занятие мне очень понравилось. Вы были внимательными и активными.

-Посмотрите, а в коробочке угощение для вас от фей.

Весна.

Вода на лугу - сено в стогу.

Кто спит весной, тот плачет зимой. 

Весенний дождь растит, осенний гноит. 

Весна да осень — на дню погод восемь. Весною сверху печет, а снизу морозит.

 Грач на горе — весна на дворе. 

Черемуха расцвела — холода позвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Данное занятие на тему "Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи" является комплексным-итоговым для детей подготовительной к школе группы компенсирующего вида и направлено на закрепление ранее и...

Интегрированное занятие для логопедической подготовительной к школе группы "Осенний калейдоскоп"

Интеграция образовательной области "музыка" с другими образовательными областями, интеграция внутри образовательной области "музыка", внедрение элементов здоровьесберегающей технологии в занятие...

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Интегрированное занятие в логопедической подготовительной группе "Путешествие в Африку"

Программное содержание:- закреплять знания детей о животных Африки;- закреплять представление детей о приспособленности животных жарких стран к определённой среде обитания;- расширять и активизировать...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»...