Финансовая грамотность в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Динара Хабирьяновна Муксинова

В данном разделе представлен конспект организованной образовательной деятельности и перечень игр, которые могут быть использованы учителем-логопедом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе  

"АЗБУКА ДЕНЕГ"

Подготовила: учитель-логопед

Муксинова Д.Х.

г. Мегион, 2022

 Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения              их финансовой грамотности.

 Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий,               как экономность, бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике НОД, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин,  ковёр-самолёт,  мультфильм, мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности:

Логопед:                     

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Логопед: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение.  А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии                     в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка  появляется ковёр-самолёт.

Логопед: Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети: Ковёр-самолет.

Логопед: А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети: Для путешествия.

Логопед: Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться   в необычное путешествие.

Логопед вместе с детьми,   становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят  предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить  высказать мнение, почему же мы нашли эти предметы.

Логопед: Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта,      а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки          и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду.       И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак                не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям                   в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца,               а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег.

В копилку я их положила-

         Подарок мамочке купила. (Деньги)

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело.»

Физминутка:

«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте).

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув              все пальцы)

А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.

          Подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая                и получала пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.                                                                        

Логопед: Скажите, где можно получить деньги за свою работу?

Дети: В банке, банкомате.

Логопед: Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять. 

Логопед: Для чего нужны деньги в семье?

Дети: Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел,              то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Практическая часть  «Мини-банк»

     Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

     Предложить ребятам  создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет  отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет  напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

     Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» - например, на покупку телевизора  или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Организация окончания занятия.

Рефлексия: предоставить детям право выбора  картинки эмоции, которую  они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Перечень игр

по финансовой грамотности

в группе компенсирующей направленности

Подготовила: учитель-логопед

Муксинова Д.Х.

г. Мегион, 2022

Примерный перечень дидактических игр:

1. «Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

- Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.

- Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

 

2. Игра "Сигнальщики"

Ход игры: дети поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, или синие, если слышат, что речь идет не о товаре:

Фермер привез на рынок молоко (товар).

Папа починил детям игрушку (не товар).

Мама испекла пирог к празднику (не товар).

Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

Маша сварила варенье для Миши (не товар).

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар).

В издательстве напечатали много детских книг (товар).

 

3. «Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

- Сформировать представление о том, что такое «бюджет».

- Сформировать представление о том, что такое «доход».

- Сформировать представление о том, что такое «расход».

- Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

 

4. «Назови профессии»

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.

Оборудование: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.

Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию.

 

5. «Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Оборудование: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

6. «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Ход игры: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

7. «Объяснялка»

Цель: развитие словарного запаса.

Ход игры: Дети должны подумать и рассказать, что обозначают словосочетания:

-звонкая монета;

-фальшивая монета;

-памятная монета;

-старинная монета;

Иностранная монета.

8. «Закончи предложение»

Цель: научить детей согласовывать слова в предложении, пополнить словарный запас.

Ход игры: Закончите предложения словом «Монета»

У Тани в кошельке лежат ...

У Вани в кармане нет …

У меня много … и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...