Дополнительная адаптированная программа «Оранжевый кот»
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)

Павлова Елена Анатольевна

Коррекционная направленность

Дополнительная адаптированная программа

 «Оранжевый кот»

 возраст обучающихся:  4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_oranzhevyy_kot.docx73.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №3 Золотая рыбка»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель

_____________Ильина Л.Ю.

«__ » __________  2019   г            

       

Введено в действие  приказом

 №        от «__ » __________  2019   г            

         УТВЕРЖДАЮ

         заведующий МДОУ  «Детский сад №3 Золотая рыбка»»

        _______________Курдюмова Е.А.

       «__ » __________  2019   г            

        Рассмотрено и утверждено

        на педагогическом совете

        от «      » _________ 2019   г.

        протокол №

Коррекционная направленность

Дополнительная адаптированная программа

 «Оранжевый кот»

 возраст обучающихся:  4-5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                 Составитель:

                                                                                 Павлова Елена Анатольевна

Учитель-логопед

г. Ростов

2019 год

Оглавление

I. Целевой раздел…………………………………………………………………3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...3

1.2. Цели и  задачи реализации Программы……………………………………4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………. …………….4

1.4. Ожидаемые результаты дополнительной коррекционной программ……5

1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей 5-го года жизни с ТНР ……………………………………………………………………..5

II. Содержательный раздел

2.1.Мониторинг результатов…………………………………………………….6

2.2. Особенности организации коррекционного процесса…………………….7

2.3. Календарно – тематическое планирование………………………….…….11

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………….12

III. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение…………………………………12

3.2. Программно – методическое обеспечение…………………………...........13

3.3. Список информационных источников…………………………………….13

3.4.  Приложение……………………………………………………………….14

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

       Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17.02.2010 года №1897);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008);

-  « Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26,

Актуальность коррекционной программы подтверждается психолого-педагогическими исследованиями следующих авторов: Л.С. Выготского, Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Эльконина Д.Б., подтверждающие необходимость учета сенситивных периодов — времени максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности.

Теоретической и методологической основой программы являются: учение Левиной Р.Е. о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные Гвоздевым А.Н., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.        

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

К 4годам требования к речи ребенка достаточно высоки: произношение всех групп звуков должно быть правильным; должен быть в полном объеме сформирован словарь и употребляться разнообразные лексико-грамматические конструкции. Рамки каждого периода могут немного колебаться по времени, но педагогам и родителям следует внимательно следить за речевым развитием ребенка и в случае возникновения опасений, незамедлительно обращаться к логопеду, т.к. речевое недоразвитие может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР) или тормозить развитие высших психических функций, которые будут необходимы ребенку в школе.

В средней группе при обследовании мы ежегодно все чаще выявляем  детей, имеющих тяжелые нарушения речи,  родители которых по разного рода причинам не  следуют рекомендациям пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Такие дети, не имея статус ребенка с ОВЗ, не попадают на логопункт и остаются без логопедической поддержки.

Нарушение речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт ДОУ в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме дополнительного образования. Такая  логопедическая помощь облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Исходя их вышесказанного, основной целью данной коррекционной программы является создание оптимальных условий для удовлетворения образовательных потребностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5 – го года жизни.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

7. Стимулировать потребность в вербальных высказываниях.

8. Формировать лексико-грамматические средства речи и диалогические формы общения

1.3.Основные принципы и подходы к формированию программы

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • построения коррекционно-развивающего  процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

          1.4. Ожидаемые результаты дополнительной коррекционной программы

В конце цикла занятий у детей:

-  сформированы произвольные, координированные движения органов артикуляции;

-  укреплены мышцы артикуляционного аппарата;

-  подготовлен речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих звуков);

-  развиты движения кистей и пальцев рук;

-  развито правильное физиологическое и речевое дыхание;

-  развиты начальные  фонематические представления и навыки по возрасту;

- появилась потребность в вербальных высказываниях;

-  сформированы диалогические формы общения.

1.5. Характеристика основных особенностей развития детей 5-го года жизни с ТНР.

При обследовании речевого развития у выделенной группы детей были выявлены следующие особенности, характерные для диагностических признаков ОНР 2-го уровня:

- понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм и морфологических элементов языка;

- словарный запас значительно отстает от нормы, дети не называют основные цвета, формы, размеры, части предметов, особенно ограничен словарь действий и признаков, отсутствует навык словообразования и словотворчества;

- грамматический строй речи не сформирован, имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, отсутствие согласований, ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов;

- звукопроизношение значительно отстает от нормы, характерно наличие многочисленных искажений, замен и смешений, проявляется диссоциация между произнесением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи;

- грубо нарушена слоговая структура, характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных;

-наблюдается выраженная недостаточность фонематического восприятия.  

II. Содержательный раздел

2.1. Мониторинг речевого развития детей 4 - летнего возраста.

Цель 1 этапа (начальный): определение уровня речевого развития детей всех средних групп. Выявление детей с ТНР, нуждающихся в логопедической помощи.

Цель 2 этапа (промежуточный и конечный): определение динамики  развития речевых процессов и степень коррекции речевых недостатков у детей, занимающихся по дополнительной программе «Оранжевый кот» (речевая карта  О.И. Крупенчук)

Экспресс – обследование детей  средних групп – 1 этап

 Оборудование: Игрушка: попугай Петруша Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка; разрезные картинки (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка); игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка); Игра «Классификация». Предметные картинки «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

 I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

 1)Знание своих имени и фамилии; С кем пришел в детский сад; Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови ) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

 1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1) Обобщение: Овощи – фрукты,  Игрушки,  Посуда,  Одежда – обувь, Мебель.

2) Предикативный словарь (глагольный словарь): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)

 3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч. Синий шар. Желтое ведро.

IV. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик. Стакан — стаканчик. Звезда — звёздочка. Цветок – цветочек. Стул – стульчик. Шапка – шапочка .

2) Образование множественного числа существительных: Замок – замки. Шляпы – шляпы. Паук – пауки. Конфеты – конфеты. Лошадь – лошади. Гусеница – гусеницы. Птенец – птенцы.

3) Образование названий детенышей животных: У кошки – котенок. У лисы — лисенок. У медведя – …..У козы – ….У волка – …У собаки – …У ежа –….

V. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним: ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

VII. ИТОГО: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

Всего:

0 баллов – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

2 балла - справляется самостоятельно, в полном объёме.

Данные записываются в таблице.

2.2. Особенности организации коррекционного процесса.

Вышеуказанные задачи реализуются на занятиях в рамках лексической темы. Материал выстроен с учетом постепенного усложнения. При организации коррекционного процесса используется интегративный подход. Согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется в процессе различных видов деятельности. На занятиях используются такие виды работы, как:

- физминутки,

- пальчиковые игры,

-дидактические игры,

- игры с массажными тренажерами (мячики, су-джок , природный материал и т.д.),

- артикуляционные упражнения,

- упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти,

- дыхательные упражнения,

- упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи без музыкального сопровождения,

- лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи,

-развивающие игры  на цифровом оборудовании (ПК, мультимедийный проектор, интерактивный стол, планшеты)

Формы, способы, методы и средства реализации программы

Реализация программных задач, использование практического материала подразумевает широкую вариативность в выборе форм и методов обучения, способов активизации психо-речевых процессов в зависимости от специфических особенностей каждого ребенка, его социального и речевого опыта. Важным параметром является личностно-ориентированный подход. Все это предполагает творческую педагогическую инициативу.

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 30 занятий. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю продолжительностью 20-25 минут, с группой детей 6 человек.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

К используемым методам относятся специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
  • формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего общение;
  • формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
  • формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания;
  • профилактику возникновения вторичных психо-речевых нарушений.

В речевом развитии ребёнка с нарушением речи главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: вопросы, указания, объяснения, пояснения, и т.д.

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

5. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

6.  Использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр

7. Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

8.  Выбор.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

9. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому

10. Замещение.

Дети способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

Средства:

1.Совместная деятельность логопеда с ребенком.

2.Самостоятельная деятельность детей.

3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ открытых занятий, практических приемов

Для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  1. Артикуляционная гимнастика (является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии)

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

2.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

3. Формирование правильного речевого дыхания.

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

4. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Структура занятий по программе включает обязательные моменты:

1.Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.

3.Разучивание нового артикуляционного упражнения

4. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д.)

5. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения

6. Упражнения на зрительное и слуховое внимание

Отработка изучаемого звука.

7. Лексико-грамматические упражнения

8. Развивающие игры с использованием средств ИКТ (ПК, мультимедийный проектор, интерактивный стол, планшеты)

9.Итог занятия.

Главный действующий персонаж всех занятий  - Оранжевый кот (игрушка). Он является сюрпризным моментом, мотивирует детей, побуждает к выполнению заданий, от его лица происходит поощрение.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняют содержание занятий и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

2.3. Календарно – тематическое планирование

(см. приложение №1)

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

Цель: осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом и воспитателем коррекционный процесс.

Задачи:

- установить партнерские отношения;

- создать атмосферу общности интересов;

- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;

- оказывать помощь родителям в выполнении ими коррекционных функций;

- обучать конкретным приемам логопедической работы.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Индивидуальные консультации по вопросам выявленных в ходе обследования нарушений, вопросы зачисления в группу дополнительного образования

Октябрь

Консультация «Причины речевых нарушений»

Ноябрь

Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь»

Декабрь

Игровой тренинг «В гости к свистящим звукам»

Февраль

Консультация «Развитие связной речи в семье»

Март

Консультация «Обогащаем словарь детей»

Апрель

Консультация «Развиваем внимание и память ребенка»

Май

Индивидуальные беседы по итогам обследования. Совместное детско-родительское развлечение

III. Организационный раздел

3.1.  Материально – техническое обеспечение

Занятия по дополнительной программе «Оранжевый кот» проводятся в кабинете.

Кабинет оснащен:

-  стол детский (4)

- стулья детские (8)

- рабочее место для логопеда

- интерактивный стол

Часть занятий может проводиться в музыкальном зале, если необходима мультимедийная установка.

ТСО: ноутбук, интерактивный стол, мультимедийный проектор, экран

3.2.  Программно – методическое обеспечение

  1. Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
  2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  3. Крупенчук О.И. речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПБ.: «Литера»,2011.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ под ред. Т.В. Волосовец. – М.:, 2008.
  6. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М.: ГНОМ, 2017
  7. Картотеки: артикуляционной гимнастики, дыхательной, пальчиковой с элементами  су-джок, с массажными мячами
  8. Подборка игровых презентаций Office PowerPoint (авторских)

3.3. Список информационных источников:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с
  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Разработка программ дополнительного образования детей. Часть 1: Методические рекомендации - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО.
  4. Коррекция нарушений речи  у дошкольников / под ред. Л.С. Сековец.- М.: АРКТИ, 2005

Приложение 1

Календарно-тематическое

планирование

дополнительной адаптированной программы

«Оранжевый кот»

Занятие

Тема

Задачи

Содержание

Октябрь

1

Знакомство

«Оранжевый котенок»

Игрушки

- Установление эмоционального контакта;

- вызывание речевого подражания у детей;

- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;

- развитие слухового восприятия;

- актуализация словаря по теме Игрушки

- стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

1.И/упр. «Здравствуй» - котик здоровается со всеми;

2.И/упр. «Что принес Котенок?» - игры со звучащими игрушками

3. Д. и. «Минутка тишины» (назови звуки улицы, звуки природы)

4. Рассматривание игрушек, ответы на вопросы логопеда

5. Знакомство с Су-джок. Игра «Игрушки»  (картотека)

Оборудование:

- игрушка Котенок

- звучащие игрушки( барабан, колокольчик, трещотка и пр.), небольшие игрушки

-мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас»

2

Огород. Овощи

- работа над произносительной стороной речи: темп, ритм, дыхание;

- развитие артикуляционного аппарата;

- стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

- координация слова с движением;

- актуализация лексики по теме «Овощи»;

- образование множ.числа сущ.по теме.

 1.Физиологическое дыхание: вдох носом – выдох ртом, вдох носом, на выдохе произнести зв. «А»

2.Уточнение произношения зв. «А» (тренируем силу голоса).

 3. Артикуляционная гимнастика (Улыбка, Трубочка, Заборчик)

Пальчиковая игра Су-джок «Капустка» (картотека)

4. Игра «Овощи» (Нищева, стр.102)

5. Упражнение «Соберем в корзину» - рассматривание овощей, ответы на вопросы логопеда

6. загадки об овощах

7. Игра «Один – много»

Оборудование:

Овощи иллюстрации, муляжи, картинка-символ звука А

3

Сад. Фрукты

- работа над произносительной стороной речи: темп, ритм, дыхание;

 - развитие артикуляционного аппарата;

- координация слова с движением;

- актуализация лексики по теме «Фрукты»;

- образование сущ. с уменьш.ласкат.суф. по теме Фрукты

1. Физиологическое дыхание: вдох и выдох носом.

 Вдох ртом, на выдохе протяжно произнести зв. «У»

2.Уточнение произношения зв.У» (игра «Ветер воет»).

Учить слышать звук «У» в ряду других звуков. Выделение первого ударного звука в словах ухо, утка и др.

 3. Арт. гимнастика (упр.те же)

4. Знакомство  детей с массажером (мяч –ежик). Игра «Ежик спрячь свои иголки» (картотека – Логотренинг)

5. «Чудесная рукавичка» - фрукты, рассматривание

6. Игра «Чего не стало?»

7. Игра «Большой – маленький»

Оборудование:

- массажные мячики

- фрукты (Иллюстрации, муляжи)

- Рукавичка

- компьютерная игра «Большой – маленький» -фрукты

4

Осень  

- стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

Массаж пальцев эластичным кольцом (картотека)

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Итого:

Приложение 2

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

Су-Джок терапия. Примеры игр.

Массаж Су-Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней) .

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями) .

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Приложение 3

Дидактические игры для формирования фонематических процессов

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок». Програм...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа Художественно эстетической направленности «ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА» 2019 г.

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславлив...

Дополнительная общеобразовательная программа "Оранжевый мяч"

Цель: Обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.  Задачи:                ...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играй и развивайся»

Программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические группы...

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»

Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на вс...