Логопедический массаж
методическая разработка по логопедии

Косырева Антонина Сергеевна
В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику. Но, к сожалению, случается так, что этого недостаточно, так как нарушения речевого аппарата более серьезные. Именно в таких случаях ребенку может быть предложен нетрадиционный, но, тем не менее, очень эффективный метод логопедического воздействия - логопедический массаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka-_logopedicheskiy_massazh.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка:

«Логопедический   массаж» 

в группе для детей с ТНР

Пояснительная записка:

   В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику. Но, к сожалению, случается так, что этого недостаточно, так как нарушения речевого аппарата более серьезные. Именно в таких случаях ребенку может быть предложен нетрадиционный, но, тем не менее, очень эффективный метод логопедического воздействия – логопедический массаж.

   В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Логопедическое воздействие  следует осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, просто необходим.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Показания – нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

Цель  логопедического массажа:
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

Задачи логопедического массажа:
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
- стимуляция проприорецептивных ощущений;
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
-активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
 

    Для решения поставленных мною задач были изучены научно-методические материалы отечественных авторов: Дьяковой Е.А. Дедюхиной Г.В. и Яньшиной Т.А., Архиповой Е.Ф., Микляевой Ю.В., Приходько О.Г., Акименко В.М.; интересные работы по формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции, уменьшению  проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; авторитетные журнальные статьи и публикации: Жукова С.Н. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками», Фетисова М.В. «Приемы игровой оптимизации при проведении массажа артикуляционного аппарата»; труды таких узких специалистов, как: психолог Визель Т.Г., логопед Казымова Э.Р., которые помогли в постановке конкретных задач в моем педагогическом опыте.  

   В ходе моей работы я использую следующие педагогические средства: игры (различные игровые ситуации), пение песенки, чтение сказки или стихотворения.

   Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

   Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

Классификация массажных приемов

   Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к четырем основным: поглаживание, растирание, разминание,вибрация.
   Поглаживание – скольжение руками по коже массируемого, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания. Если прием проводится медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами.


   Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет. У детей с парезами растирание в сочетании с поглаживанием понижает возбудимость двигательных клеток спинного мозга. Растирание усиливает сократительную функцию мышц и повышает их тонус. Под влиянием растирания быстро развивается ощущение тепла в тканях.


   Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем смещения, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Разминание мышц повышает общую возбудимость организма, рефлекторно влияя на повышение функционального состояния мозговых центров.


   Вибрация – передача массируемой части тела колебательных движений.
Также имеются вспомогательные приемы (пиление, штрихование, рубление и т.д.), целью которых является усиление или ослабление физиологического действия основных массажных приемов. Вибрация бывает двух видов:
прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (покалачивание, постукивание); непрерывистая – колебания предаются без отрыва руки.

Противопоказания к массажу :

  • Кожные заболевания (грибковые, гнойные, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания);
  • Инфекционные – ангины, острые лихорадочные состояния, конъюнктивиты, другие  инфекционные заболевания в остром периоде;
  • Стоматологические – стоматиты, любые вмешательства, удаления или выпадения зубов.

   Перед проведением курса массажа желательно получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Комплекс логопедического массажа - массаж лица и органов артикуляции.

Массаж мышц лица. 

                               
  Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.


     Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз.


     Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.


     Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.


     Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…».


     Упражнение №5. Игра «Звонок». Произносится нараспев:
    - «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении№3),
    - «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
    - «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
    - «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).


     Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.


     Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

   Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Массаж ротовых мышц и языка ребенка

   Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом.


     1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.


     2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.


     3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.


     4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.


     5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».


     6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба».


     7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».


     8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.


     9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.


     10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».
Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.

   Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивать постепенно.

   Результатом моей работы является положительная динамика работы с воспитанниками.

   Мною проведены:

- круглые столы для родителей;

- мастер-классы;

- открытые занятия;

   Осуществляется:

- организация индивидуального подхода;

- система взаимодействия с родителями: участие в родительских собраниях;

проведение круглых столов, консультаций в нетрадиционной форме

(педагогическое просвещение родителей);

- реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.

   Таким образом, я уверенно делаю вывод, что занятия с применением

логопедического массажа окажет общее положительное воздействие на организм детей в целом, будет способствовать благоприятному изменению в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж поспособствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.

Используемые источники:

Методические

- Акименко В.М.  Новые  логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.

-  Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом.  

-  Дьякова Е.А.Логопедический массаж.

-  Блысина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств.

-  Сенрбина А. Ф., Волоскова Н. Н. Комплекс приёмов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Учебно-методическое пособие.

Дидактические

1 консультации для родителей;

2 анкеты для родителей;

3 информационные ресурсы для учителей, логопедов, психологов, воспитателей,

где представлены материалы, посвященные логопедическому массажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...