Семинар - практикум "Логопедический микс"
методическая разработка по логопедии

Григорьева Татьяна Сергеевна

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_spetsialista_logopedicheskiy_miks.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Лопогедический микс». 

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.

Организационная часть

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости  (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед  для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 
    (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (спокойно)

Задание № 5. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 6. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».
  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
  • Крик баранов - «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги - «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 7. «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … 
    (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (
    венки)


Задание № 8. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: топиарий «Розбери микс»

Мастер-класс для воспитателей с пошаговым фото:  топиарий «Розбери микс» ко «Дню Матери» или на праздник «Международный женский день»...

Сценарий летнего досуга для детей средней группы «Фруктово-ягодный микс»

Сценарий летнего досуга для детей средней группы «Фруктово-ягодный микс»...

Методическая разработка «Логопедический микс»

Новые формы проведения  методического объединения учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп...

Творческая гостиная !Яблочный микс!"

Способствовать совместной творческой активности детей и родителей....

программа "Фитнес-микс"

Методическая разработкаПрограмма "Фитнес-микс"....

Театральный микс «Поздравительная открытка»

                                                      Сцен...

Инновационная технология "Нудл-микс"

Инновационная технология «Нудл-Микс»   как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста...