Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
консультация по логопедии (старшая группа)

Потребность в общении у ребенка возникает с первых дней его жизни. Сначала это эмоциональное общение, затем ребенок начинает употреблять отдельные звуки и слоги. В любом случае ребенок в свои слова вкладывает определенный смысл, хочет нам рассказать что- то, либо просто попросить о чем- то. Период развития, в течение которого ребенок пользуется отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова – предложения или однословного предложения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Потребность в общении у ребенка возникает с первых дней его жизни. Сначала это эмоциональное общение, затем ребенок начинает употреблять отдельные звуки и слоги. В любом случае ребенок в свои слова вкладывает определенный смысл, хочет нам рассказать что- то, либо просто попросить о чем- то. Период развития, в течение которого ребенок пользуется отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова – предложения или однословного предложения. При нормальном развитии этот период господствует в речи ребенка в течении полугода и включает в себя небольшое количество словесных единиц. В дальнейшем речь ребенка в норме совершенствуется, появляются первые морфологически членимые формы слов, обогащается словарный запас, происходит усвоение грамматической структуры предложения. Ребенок полноценно начинает использовать свою речь в познавательных целях, в целях общения со взрослыми и сверстниками. При общем недоразвитии нарушение в формировании лексики у детей затрудняет высказывание, выражение своей мысли, преобладает ситуативная речь. Ребенок начинает упрощать свою речь, испытывает дискомфорт в общении со сверстниками и взрослыми. В дальнейшем это может привести к грубым нарушениям чтения и письма в младшем школьном возрасте.

  • Развитие словаря всесторонне влияет на ребенка. Эмоциональное состояние самого ребенка, понимание эмоционального состояния окружающих также зависит от степени усвоения ребенком обозначений эмоциональных состояний, эмоций и их внешнего выражения. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче речь, тем точнее он мыслит.  Логически богатая речь – залог успеха во многих областях знаний и в жизни в целом.  Для того чтобы до поступления в школу преодолеть проблемы в развитии необходимо проводить коррекционную работу, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, используя специальные методы воспитания и обучения.  Для развития активного словаря можно использовать различные игры.  Родители – это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько это никто более них сделать не способен. Они могут способствовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней. Часть родителей считает, что их роль ограничивается тем, что они обеспечили достаточное с их точки зрения обучение ребенку и далее самоустраняются из его жизни, занимаясь карьерой или пьянством. Поэтому при информировании родителей необходимо учитывать следующее:
  • В детях родители пытаются реализовать свои мечты, хотят их видеть если не лучшими, то одним из лучших.
  • Если ребенок не отвечает их ожиданиям, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом.
  • У разных родителей – различная готовность принимать  на себя ответственность за успешность коррекционного процесса.
  • Незнание родителей педагогики и психологии.
  • Образовательный и профессиональный уровень родителей.
  • Недооценка или переоценка проблем ребенка.

Играть с детьми могут не только логопеды и воспитатели в детском саду, но и родители в домашних условиях и на прогулке. « Кто больше?» « Отгадки – загадки» ( родитель и ребенок по очереди загадывают предмет, описывая его, но, не называя самого предмета) «Кто как ест?» ( можно понаблюдать за различными животными, после провести беседу),  «Слова неприятели»  ( предполагается назвать ребенку  противоположное слова, подобрать антонимы), «Слова приятели» ( предполагается ребенку подобрать слова похожие на заданное, найти синонимы). Важнейшими задачами логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи являются расширение и уточнения  словаря. Уточнения значения слова, его предметной соотнесенности, необходимо для преодоления недифференцированности значений.  Таким образом, можно сказать, что подготовка детей к школе должна быть полноценной, особенно это касается детей, имеющих дефекты в развитии. У детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты речи, а значит необходимо проводить коррекционную работу по каждому из них. В такой работе должны принимать участие не только педагоги дошкольного учреждения, но и родители, помогая развивать речь детей с помощью игр.

Список литературы:

Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников/ Р.А Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.-232с.

Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.2: Словарный запас и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е Грибова . –М.:АРКТИ, 1997.-64 с

Лалаева, Р.И.., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников ( формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации   словаря прилагательных....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Роль родителей в формировании позитивной «Я – концепции» детей старшего дошкольного возраста.

Самооценка ребенка- это его суждения о собственной ценности. В формировании самооценки ребенка очень важную роль играют родители....

Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают на...

«Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»

laquo;Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»Цель работы: повысить уровень развития словаря у детей дошкольного возраста с ОН...

«Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста ОНР III уровня».

В современной системе дошкольного образования пристальное внимание уделяется эффективному воспитанию и обучению детей. Одной из важных задач является подготовка детей к школе.Подготовка к школе включа...

Статья "Роль родителей в формировании активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Развитие словаря всесторонне влияет на ребенка. Эмоциональное состояние самого ребенка, понимание эмоционального состояния окружающих также зависит от степени усвоения ребенком обозначений эмоциональн...