Использование методики медленного чтения вслух
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Прием мед­ленного чтения вслух активно используется в логопедической работе с детьми, имеющими рече­вые нарушения. У ребят с ТНР развитие речи существенно отличается от развития речи их нормально развивающихся сверстников. Так, у них не сформированы фонематичес­кий слух и восприятие, недостаточно развит артику­ляционный аппарат, фразовая речь отличается фоне­тическими и грамматическими искажениями, без специального обучения совсем не развивается регу­лирующая функция речи. В коррекционно-воспита­тельной работе с этой категорией детей в первую оче­редь используются педагогические приемы, направ­ленные на организацию и упорядочение учебной деятельности, способствующие повышению их актив­ности. Потому прием медленного чтения вслух не ущемляет самооценки ре­бят и не вызывает у них тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_internet_za_mart_2.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методики медленного чтения вслух

Прием медленного чтения вслух активно используется в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. У ребят с ТНР развитие речи существенно отличается от развития речи их нормально развивающихся сверстников. Так, у них не сформированы фонематический слух и восприятие, недостаточно развит артикуляционный аппарат, фразовая речь отличается фонетическими и грамматическими искажениями, без специального обучения совсем не развивается регулирующая функция речи. В коррекционно-воспитательной работе с этой категорией детей в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности, способствующие повышению их активности. Потому нами и был выбран прием медленного чтения вслух, который не ущемляет самооценки ребят и не вызывает у них тревожности.

Занятия лучше всего проводить в группе, чтобы присутствовал игровой соревновательный момент. Воспитанникам раздаются тексты объемом не более двух строк. Как правило, это речевой материал, способствующий решению коррекционных задач: загадки, скороговорки, чистоговорки, стихотворные строки с часто встречающимся звуком и т.д. Самое важное условие эффективности этой методики — читать как можно медленнее, но так, чтобы в тексте сохранилась смысловая часть!

Если читаемый текст «рассыпается» на бессвязные слова, а еще хуже — на звуки, такая работа считается нерезультативной.

Важный положительный момент данной методики заключается в том, что в работу не боятся вступать даже ребята, находящиеся на стадии побуквенного чтения, что очень важно для их самооценки!

Следует отметить, что медленное чтение — достаточно трудное задание. Но сколько радости приносит им такая усердная работа по совершенствованию навыка выразительного чтения! Чуть позже, когда понятен смысл и тактика медленного чтения вслух, логопед может использовать секундомер и каждому из ребят предлагает по очереди потренироваться в медленном чтении. Важность приема с точки зрения коррекционно-развивающего обучения, заключается в том, что каждый ребенок во время логопедического занятия читает и перечитывает текст несколько раз. Этим создается сосредоточенная тренировка каждого в чтении, активизируется его память, внимание. В работу одновременно вовлекаются несколько анализаторов: слуховой, речедвигательный, зрительный; осуществляется управление вдохом и выдохом. Не стоит забывать и о том, что развивается культура взаимодействия  друг с другом.

Стоит отметить, что, в силу недоразвития высших психических функций, ребята с ТНР крайне придирчиво и очень критично относятся к успехам других и стараются выявить как можно больше изъянов в чтении, что создает ситуацию заинтересованности, следовательно сам собой решается вопрос дисциплины на занятии.

Важным моментом является то, что без колоссальных затрат в процессе творческого поиска воспитанники глубже воспринимают предложенный речевой материал, отрабатывают на нем правильное звукопроизношение, совершенствуют технику выразительного чтения, достигают определенной сосредоточенности в осмыслении текста.

В заключение хочется отметить, что методика медленного чтения вслух, идеально вписывается в коррекционно-развивающую систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяя учитывать индивидуально-типологические интеллектуальные и речевые особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

Часто мы читаем детям потомушто так надо , но не когда не задумываемся как наше чтение воспринемает ребенок.  есть несколько правил ,которые сделают чтение привлекательным....

Чтение вслух

Методические рекомендации по чтению вслух детям....

«Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным» Консультация для родителей.

«Как правильно читать ребёнку сказку?  Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»Консультация для родителей.1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя смо...

Чтение вслух

Памятка для родителей...

Правила чтения вслух и правила обсуждения прочитанного.

Эти рекомендации помогут Вам. Ваш ребенок будет судовольствием просить вас прочитать ему книгу, и в дальнейшем у вас не будет проблем с тем, что бы уговорить прочитать ту или иную литературу в школе....

Памятка для родителей "Правила чтения вслух"

Покупать книги нужно постепенно, выбирать то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем....

"Консультация для родителей дошкольника «Организация детского чтения. Чтение вслух"

Материал предназначен для педагогов в работе с родителями...