Логоритмика
консультация по логопедии

Логоритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ЛОГОРИТМИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Бывает, что Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать. Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговаривает? Либо, Вы хотите совершенствовать речь ребенка, в таких ситуациях можно попробовать позаниматься с ребенком логоритмикой.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением, либо в определенном ритме.

Цель логоритмики - создание устойчивой зависимости движений рук, пальцев, ног с движениями артикуляторного аппарата. Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, развитие слухо-моторных координаций, совершенствование пространственно-временной организации двигательных, в том числе и артикуляционных актов.

Логоритмические занятия решают следующие задачи:

- активизируют высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

- увеличивают объем памяти;

- развивают зрительное и слуховое восприятие;

- развивают артикуляторный аппарат;

- формируют двигательные навыки.

ЧТО ЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЛОГОРИТМИКА?

Логоритмика включает в себя:

-Двигательные упражнения (ходьба, бег) в различных направлениях;

-Гимнастические упражнения под музыку, регулирующие мышечный тонус;

-Упражнения на развития дыхания, голоса, артикуляционного аппарата;

-Пение, музыкальные игры с пением;

-Танцевальные движения (ритмические, коммуникативные танцы);

-Пальчиковую гимнастику;

-Чистоговорки, скороговороки, стихотворения, сопровождающиеся движениями;

-Ритмические игры с использованием жестов и музыкальных инструментов;

-Задания на словотворчество;

-Коммуникативные игры;

-Упражнения на развитие мимических мышц;

-Упражнения для активизации внимания;

-Упражнения на релаксацию.

СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ЛОГОРИТМИКОЙ?

Конечно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой и приносить ему пользу, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить:

Общую и мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.

Координацию движений. К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…», таким образом у ребенка развивается координация движений.

Ориентацию в пространстве. Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, вправо и влево, на месте.

Чувство музыкального и стихотворного темпа и ритма. Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.

Дыхание. Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело, и для малыша это увлекательная игра, которая развивает дыхательную функцию.

Артикуляцию, мимику и голос. Мимические упражнения перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту.

Умение расслаблять мышцы тела, релаксацию. Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.

Правильное звукопроизношение и фонематический слух. От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит.

Слуховое внимание и память. Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку стихотворения, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность действий, распределять свое внимание между разными видами деятельности. В целом логоритмические упражнения развивают слуховое внимание и память.

Фантазию и воображение. Персонажей стихотворений, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это развивает творческую фантазию и воображение.

Расширить словарный запас. Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ЛОГОРИТМИКОЙ?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для годовалых детей подобные занятия будут скорее пассивные, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. Наиболее оптимальный возраст для начала занятий это 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.

МОЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДОМА ИЛИ ИХ ПРАВИЛЬНО МОЖЕТ ПРОВЕСТИ ТОЛЬКО ПЕДАГОГ?

Конечно, можно и даже нужно проводить такие занятия дома. Эти занятия не требуют много времени, и дают возможность ребенку пообщаться с родителями, пережить совместно различные эмоции, а это так необходимо малышу. Не отчаивайтесь, если у Вас что-то не получилось с первого раза. Запаситесь терпением, преподносите малышу это как игру, и результат обязательно Вас порадует.

ГДЕ ВЗЯТЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ?

Для проведения логоритмических занятий можно использовать книги М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия», Н.В.Нищевой «Логопедическая ритмика», О.А.Новиковской «Логоритмика», Е.А.Вороновой «Логоритмика для детей», Т.И.Сакулиной «Практический материал для логоритмических занятий», М.Ю.Гоголевой «Логоритмика в детском саду» и др. Для проведения этих занятий в домашних условиях не обязательно брать конспекты занятий целиком, выберите те игры, которые не вызовут у Вас трудностей в проведении. Удачи!

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Стихотворение с движениями «ПЕТУШОК»

Петушок, петушок!              Ударяют себя прямыми руками по бокам.

Подари мне гребешок.       Прижимают ладони друг к другу и приставляют

                                                  их голове («гребешок»).

Ну, пожалуйста! Прошу!    Вытягивают руки вперёд. 

Я кудряшки причешу.         Гладят себя по голове.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Упражнение «Покажи зубки». Зубы почти сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Упражнение развивает мышечную силу и подвижность губ.
  2. Упражнение «Пощелкай зубками». Губы в улыбке. Быстро открывать и закрывать рот, смыкая и размыкая зубы. Упражнение укрепляет мышцы губ.
  3. Упражнение «Зубки кусают верхнюю губку». Губы в улыбке. Нижними зубами покусать верхнюю губу. Упражнение способствует массажу верхней губы.
  4. Упражнение «Зубки кусают нижнюю губку». Губы в улыбке. Верхними зубами покусать нижнюю губу. Упражнение выполняет массаж нижней губы.

Ритмическая игра «БАРАШЕК»

Подстригается барашек –

Чик-чик, чик-чик-чик,             «Стригут» указательным и большим  

Не жалеет он кудряшек –      пальцами, как

Чик-чик, чик-чик-чик,              ножницами, в ритме стихотворения.                                                                  

Знает: надо подождать –      Здесь и далее движения повторяются.

Чик-чик, чик-чик-чик,

Кудри вырастут опять –

Чик-чик, чик-чик-чик.

Фонопедическое упражнение «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

 (авторская разработка Картушиной М.Ю.)

Тишина в лесу стоит.                 Поднять руки вверх и произносить тихо звук

Еле слышно лист шуршит.        «ш», встряхивая кистями рук.

Ш-ш-ш…

Ветер дунет посильней,             Произносит звук «ш» громко на продолжи-

Листик зашуршит смелей.        тельном и ровном выдохе.

Ш-ш-ш!..

Снова ветер налетит,                 Мягкими точными движениями опускать ру-
Листик с веточки слетит.          
ки и коротко и энергично произносить звук

П-п-п…                                           «п». Вращать кистями рук.

Потанцует, попоёт                    

И на землю упадёт.                  Поднять руки и опустить их вниз, произнося

А-а-а….                                          глиссандо звук «а» от самого верхнего, до са-

                                                       мого нижнего звука.

                                                         

Песня «ЗАЙКА»

В.Карасёвой (см. сб. «Учите детей петь», стр. 75)

По тропинке кувырком           Поднимают вверх прямые указательный и                                  

                                                      безымянный

Скачет зайка босиком.           пальцы, поддерживая большим пальцем ос-

                                                    тальные, и поворачивают «зайку» вправо-влево.

«Заинька, не беги –                Грозят указательным пальцем.

Вот тебе сапоги,                      Протягивают в сторону правую руку,

Вот тебе поясок,                      потом левую.

Не спеши в лесок,                   Грозят пальцем.

Иди к нам в хоровод             Манят ручками.

Веселить народ!

Массаж рук «УМЫВАЛОЧКА»

Кран открыли –                    Вращательное движение кистью («открывают

Чик-чик!                                 кран»).

Руки мыли –                          Потереть ладони друг о друга.

Шик-шик!

Пусть бежит водичка –      Провести ладонями по лицу сверху вниз – 4 раза.

С-с-с!

Мы умоем личико –

С-с-с!

Мылом мы ладошки трём,   Растирать ладонями тыльную сторону.
Полотенцем промокнём.

Вот чистые ладошки.            Показать друг другу ладошки.

Похлопаем немножко.         Похлопать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....