Советы логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника, о причинах нарушения речи у детей. Что нужно делать родителям ребёнка с нарушениями развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника

Как развивается речь ребёнка младшего дошкольного возраста, т.е. речь ребёнка четвёртого года жизни?

Почти все исследователи подчёркивают, что в этом возрасте происходит «номинационный взрыв», ребёнок стремительно накапливает словарь. К концу четвёртого года жизни в словаре нормально развивающегося ребёнка уже около полутора тысяч слов. Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Малыш ещё допускает грамматические ошибки: деревы вместо деревья, пени вместо пни, лошадий вместо лошадиный и т.п.

Именно в этом возрасте ребёнок овладевает навыками словообразования и создаёт новые слова. Например, придумывает антонимы к глаголам: приделать отделать, образовывает прилагательные с суффиксом  -н-, например самолётный сон (сон про самолёты) и т.п.

В речи ребёнка четвёртого года жизни представлены простые распространённые предложения («У рыбок есть хвост, глаза и рот. У меня машина новая, а у Мити нет») и сложные предложения различной конструкции («Когда кончится дождик, мы пойдём гулять»). Ребёнок задаёт много вопросов («Куда прячется солнышко? Из чего делают хлеб?»).

Малыш всё чаще выступает инициатором общения.

Ребёнок осваивает йотированные звуки (еду, ёлка, яма, юг). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков. Правда, у большинства детей появляется звук [лʹ] (лейка, ляля).

В словаре ребёнка среднего дошкольного возраста около двух тысяч слов. Ребёнок овладевает сложными предлогами («Я достал мяч из-под стола. Катя вышла из-за кустов»). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Есть такие союзы, как ведь, хотя, чем, всё-таки («Вода жидкая, она ведь течёт. Я не упал, хотя и катался один»).

У ребёнка пятого года жизни в речи значительно сокращается количество грамматических ошибок, но отдельные ошибки всё-таки отмечаются. Например, малыш пытается склонять несклоняемые существительные («Его увидела кенгура. У неё на пальте красные пуговицы»), допускает ошибки присклонении существительных («Увидел орёла. Собрали много кукурузов»). В речи ребёнка пятого года жизни представлены простые распространённые предложения даже с противопоставлением («Я хотела рассказать тебе сказку, а она длинная»), сложноподчинённые предложения с придаточным предложением в середине («Я, только когда зима, хочу тёплой воды»), сложноподчинённые предложения с союзным словом который («На котором стуле я сидел, подвинь к своему столу»).

Ребёнок задаёт много вопросов. У ребёнка совершенствуются навыки словообразования. Отмечены формы сравнительной степени прилагательных («Эта корзина больше. Та лужа глубже»).

Ребёнком пятого года жизни используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь, ситуативная и контекстная речь), он с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми, задаёт взрослым много вопросов. Малыш может пересказать хорошо знакомую сказку или только что прочитанный небольшой рассказ, не испытывает затруднений при составлении описательного рассказа об игрушке, предмете по предложенному взрослым плану или алгоритму, может составить рассказ из трёх-четырёх предложений по серии картинок. Ребёнок с удовольствием выразительно рассказывает полюбившиеся стихи. Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду.  

На пятом году жизни совершенствуется произносительная сторона речи ребёнка. Дошкольник осваивает подгруппу свистящих звуков и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [с], [сʹ], [з], [зʹ], [ц] и более того, дифференцирует их между собой. Ещё возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, сонорных звуков. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очерёдность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В словаре ребёнка шестого года жизни -  от двух с половиной до трёх тысяч слов, представлены все части речи. Отмечаются случаи употребления причастий и деепричастий. При этом часто допускаются ошибки. («Один заяц нарисован сидя, а другой бежа. Я увидел много двигущихся машин»).

В этот период формируется языковое чутьё, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий, хотя отдельные грамматические ошибки всё ещё встречаются.

В речи всё больше сложноподчинённых предложений («Я хочу, чтобы у меня был котёнок. Кто лучше всех рисует, тот вырастет художником»).

Ребёнок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа, он может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине по предложенному или составленному вместе со взрослым плану, знает и с удовольствием выразительно рассказывает стихи. Проблем в общении со взрослыми и детьми у него не возникает.

В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки, как правило, произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [ч] и [щ].

Пятилетний ребёнок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:

миска – Мишка,

маска – Машка,

каска – кашка,

соска – шашка,

пасу – пишу,

коза – кожа,

роза – рожа,

лизать – лежать,

чашка – тяпка,

щётка – сетка.

Многие дети осваивают звук [л]. И только звуки [р] и [рʹ] заменяются на [л] и [лʹ], либо [j], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребёнку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребёнок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трёх-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук. Например, на ваше предложение подобрать слова, которые начинаются со звука [ш], ребёнок легко называет четыре-пять слов.

В активном словаре ребёнка седьмого года жизни – более четырёх тысяч слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия. При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки.

На уровне устной речи ребёнок овладел грамматическим строем родного языка и практически не допускает грамматических ошибок.

Ребёнок шестого года жизни овладел развёрнутой фразовой речью. Он владеет пересказом, в том числе с изменением лица рассказчика. Ему доступно составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картине, из личного опыта, творческий рассказ. Он может выразительно рассказать несколько стихотворений.

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей

К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребёнка.

Тяжесть речевой патологии во многом зависит от того, когда произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжёлое поражение мозга возникает в первые три месяца беременности, когда закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребёнка, оформляется система кровеносных сосудов головного мозга, а плацента, предохраняющая плод от неблагоприятных воздействий, ещё не сформировалась. Именно в этот период будущая мама должна быть очень осторожной, стараться не принимать лекарств, не употреблять даже слабоалкогольные напитки, не курить и даже не находиться в помещении, где курят.

К неблагоприятным факторам процесса родов, неизбежно сказывающихся на ребёнке, относятся следующие:

- длительный безводный период;

- отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности;

- плохое или недостаточное раскрытие родовых путей;

- быстрые и стремительные роды;

- применение различных ручных родовспомогательных приёмов;

- кесарево сечение;

- тугое обвитие плода пуповиной;

- большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода;

- преждевременное рождение;

- затяжные роды;

- ягодичное предлежание.

Существует мнение, что роды путём кесарева сечения сводят к минимуму вероятность родовой травмы. На самом деле у ребёнка в процессе рождения таким способом возникает ишемический инсульт. Этот диагноз подтверждается и клиническими симптомами, и данными нейросонографии

(ультразвукового исследования головного мозга). В настоящее время кесарево сечение назначается строго по показаниям. Родители детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения, должны быть особенно внимательны к своим малышам. Таких новорождённых нужно обследовать и консультировать у квалифицированных неврологов в первые дни жизни.

К факторам, вызывающим речевую патологию, в первые два года жизни ребёнка относят нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга ,и в частности шейного отдела позвоночника.

Что нужно делать родителям ребёнка с нарушениями развития речи

Итак, если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребёнка не соответствует возрастным нормам, задерживается, протекает своеобразно, если в течение беременности и родов отмечались какие-либо отклонения, если вашему ребёнку поставлен диагноз «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия)[1], не слушайте советов родственников и знакомых, у которых «ребёнок не говорил до трёх лет, а потом заговорил сразу предложениями», не успокаивайтесь, даже если педиатр, наблюдающий ребёнка, советует подождать, пока ребёнок заговорит сам. Настаивайте на немедленном направлении ребёнка к невропатологу, который назначит все необходимые исследования. Получив заключение у невропатолога, отправляйтесь к логопеду, психологу, дефектологу. Помните, что промедление чревато самыми серьёзными осложнениями, что все может закончиться обучением в специальной школе.

Если невропатолог назначит вашему малышу медикаментозное лечение, не пугайтесь и не отказывайтесь, не говорите, что подобные препараты «назначают бабушкам, перенёсшим инсульт». Если время будет упущено, медикаментозное лечение уже не будет столь эффективным, как в раннем детстве.

При назначении немедикаментозного лечения – массажа, физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры – медикаментозное лечение станет более действенным, поэтому постарайтесь выполнить назначения в полном объёме.

Ребёнку с нарушениями развития речи желательно посещать логопедическую группу детского сада, где он будет получать коррекционно-развивающие занятия.

Логопед будет давать вам рекомендации по организации домашних занятий с ребёнком. Эти рекомендации необходимы вам, если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка развивалась правильно и в дальнейшем ваш сын или ваша дочь были успешными в учёбе, а потом и во взрослой жизни.

Успехов и здоровья вам и вашим детям!

Источник: Н.В. Нищева «Если ребёнок плохо говорит».


[1] Перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникшее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов как во внутриутробном периоде развития плода, так и в период родов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....