Фонематический слух
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Шангина Анна Викторовна
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух – основа правильной речи Подготовила: Шангина А.В. учитель-логопед

Слайд 2

Что такое фонематический слух? Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы . Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Выделяют следующие формы оперирования фонемами: 1. узнавание звука на фоне слова; 2. выделение первого и последнего звуков из слова; 3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Слайд 3

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей. Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. Навыки элементарного звукового анализа.

Слайд 4

Различение слов, близких по звуковому составу Покажи картинку

Слайд 5

Назови пары предметов, похожих по звучанию.

Слайд 6

Дифференциация слогов Повтори , как я скажу Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та – то – ту… Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками , различающимися по звонкости/глухости: та – да – та … Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками , различающимися по мягкости/твердости: тя – та – тя … Цель – выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.

Слайд 7

Поймай звук в ладошку Цель: выявить умение различать звуки родного языка. Гласные звуки – А У О Ы И Э

Слайд 8

Игры и упражнения на узнавание согласных звуков Игра «Поймай звук в ладошку» Игра «Хлопай, топай – не зевай» Игра «Подними флажок (фонарик) Игра «Светофор» Игра «Внимательное ушко» Игра «Найди картинку» Игра «Различай и повторяй»

Слайд 9

Помоги Незнайке собрать портфель Р

Слайд 10

Ц С З

Слайд 11

Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка ). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ; Определение гласного звука в середине (дом, мак, танк). Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода). Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом). Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Определение позиции согласного звука в словах . Звуковой анализ и синтез слов из трех звуков. Навыки элементарного звукового анализа и синтеза

Слайд 12

Игры и упражнения с гласными звуками Назови первый звук в слове

Слайд 13

Ы А О У И Какой гласный звук спрятался в середине слова?

Слайд 14

Г де же место звука [ И ] в словах ива, кит, коньки ?

Слайд 15

Игра «Сколько звуков?» А У

Слайд 16

Собери урожай

Слайд 17

Какой последний звук в словах съел Дракоша?

Слайд 18

Магазин Оплатите первым звуком в названии покупки

Слайд 19

Новоселье в зоопарке Р Р Р определение места звука в слове (начало, середина, конец )

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...