Использование методов ознакомления с мордовской сказкой для развития связной речи у детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolz-e_metodov_ozn-ya_s_mord.skaz_.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также  ведущих педагогов подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому в качестве литературного материала в коррекционной работе по развитию связной речи у детей с ОНР необходимо использовать  мордовские народные сказки. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас.  

Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В старшей группе дети  знакомятся с волшебными сказками: «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява».

Работа с мордовской народной сказкой носит поэтапный характер:

1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества.

 Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается  много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др.), и  мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава –  покровителница двора, хозяйства;  Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.)  

2. Знакомство со сказкой.

Основными методами знакомства со сказкой являются:

- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);

- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);

-  инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).

3. Беседа по сказке.

После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».

С целью закрепления прочитанных сказок, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».

В ходе коррекционных занятий по развитию связной речи осуществляются следующие  виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.                                                                                                      4. Постановка сказок с помощью кукол, драматизация.                                                           5. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.                                                                            6. Сочинение сказок. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  обогащается и расширяется словарный запас, проводится  работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Используя в работе такую форму работы со сказкой как драматизация,  способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что использование  фольклорного искусства мордовского народа является эффективным психотерапевтическим средством в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей

В статье описываются методы и приемы работы со сказками, используя технологию ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)....

Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения у детей 4-5 лет.

Речь, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Для развития св...

"Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста"

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения у детей 4-5 лет

Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения у детей 4-5 лет...

Роль сказки в развитии связной речи у детей

Знакомство детей со сказками...

Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста

Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста...

Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет

ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...