«Как научить ребенка понимать и использовать предлоги?»
консультация по логопедии

 Кошелева Татьяна Алексеевна
Один из достаточно частых вопросов родителей: как сформировать различение и использование предлогов в речи у детей? Предлагаю вашему вниманию консультацию о том, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_ponimat_i_ispolzovat_predlogi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда  для родителей

«Как научить ребенка понимать и использовать предлоги?»

Один из достаточно частых вопросов родителей: как сформировать различение и использование предлогов в речи у детей?

И жалобы часто звучат: «Мы учим предлоги, но ребенок никак не может их запомнить!». А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.

Давайте разберемся, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.

Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – 2 разных навыка!

Но, как правило, у детей без выраженных особенностей развития можно проводить работу параллельно: учить проговаривать предлог в речи и понимать его значение.

Важно: для понимания значения предлога и для формирования его в речи должна быть сформирована определенная база: иначе говоря, бесполезно работать над тем, чтобы ребенок начал использовать в речи предлоги, если у него нет грамматических категорий совсем.

Если есть желание выяснить, готов ли именно ваш ребенок к изучению предлогов, проконсультируйтесь у логопеда.

Если такой возможности нет, обратите внимание на следующие признаки: хорошо ли ребенок различает звуки речи на слух – сможет ли он выделить предлог из речевого потока, услышать его? Сформирована ли у него уже определенная грамматическая база: использует ли он падежные окончания? И, как правило, к этому моменту уже сформирована категория числа существительных.

Сформированы ли у него начальные пространственные представления? Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не понимает «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи ребенок не сможет.

Предлоги обычно делят на следующие категории:

Простые: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т.д.

Сложные: из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях.

В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов, потом переходят к сложным.

Сначала изучается 1 предлог, в одном значении! Не берите сразу много, не старайтесь показать сразу все пространственные отношения. Тренируйте понимание и использование 1 предлога, потом другого, затем проводите дифференциацию.

Еще важные особенности изучения:

Детям до 3 лет НЕЛЬЗЯ давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Изучайте предлоги в пространстве дома и квартиры, играйте.

Например, вот так:

Предлоги В – ИЗ.

Игра «Спрячем игрушки»

Прятать игрушку, использовать предлог В (в сумку, в коробку и т.д.), проговаривать полной фразой «Я прячу машинку в коробку». В т.ч. прятать по инструкции «Спрячь машинку в …» и т.д.

«Собираем игрушки», используем предлог Из. Проговариваем полным ответом («Я достаю машинку ИЗ коробки»).

Игры по аналогии: «Поиски сокровищ, подарков, конфеток» и т.д.

Детям до 5 лет НЕЖЕЛАТЕЛЬНО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Это значит, что допустимо в возрасте с 3 до 5 лет изучать предлоги по различным картинкам, но ЛУЧШЕ изучать предлоги непосредственно в пространстве, которое окружает ребенка.

Детям после 5 лет НЕОБХОДИМО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Тут помочь могут всевозможные пособия, сейчас есть очень большой выбор.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо всё таки на большое количество повторений.

Надеюсь, рекомендации помогут Вам и Вашим детям!

С уважением учитель-логопед Кошелева Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей

Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей1. «Нельзя» должно быть немного. Пусть это будет пять основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Естественно, что под «...

Как научить ребенка понимать слово «нельзя»

«Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова нельзя». Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда. Если взрослому дать волю, ...

Как научить ребенка понимать слова нельзя

Консультация для родителей как научить ребенка понимать слова нельзя...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ

Для ребёнка большое значение имеет оценка взрослого, его искреннее восхищение тем или иным произведением искусства. Можно быть уверенным, что в семье, где родители не ленятся высказывать своё восхищен...

Как научить ребенка понимать слова "нет" и "нельзя"

Учим ребенка понимать слова "нет" и "нельзя"...