Использование элементов биоэнергопластики в процессе работы по коррекции речевых нарушений
статья по логопедии (старшая группа)

Аксенова Марина Михайловна

Использование элементов биоэнергопластики

в процессе работы по коррекции речевых нарушений.

 

Работа по коррекции дефектов речи у детей в ДОУ – это составная часть логопедической работы. Такая сторона, как звукопроизношение, требует особого и, почти в каждом случае индивидуального подхода. Наряду со стандартными методами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей в нашем ДОУ мы применяем такой метод как биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным кандидата педагогических наук Ястребовой А.В., движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Многие ученые считают, что уровень развития речи детей значительно повышается при целенаправленном развитии мелкой моторики рук.  Биоэнергопластика может быть использована в коррекции звуковой стороны речи на разных этапах логопедического воздействия, таких как:

- развитие подвижности мышц речевого аппарата;

- постановка отсутствующего звука и его изолированное произношение;

- автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях и в свободной речи.

Принцип биоэнергопластики прост – куда рука-туда и язык.

Для развития мышц речевого аппарата служит артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются сначала перед зеркалом рукой, затем рукой и языком одновременно с контролем в зеркало, затем язык и рука движутся в противоположном  направлении, и, наконец, упражнения выполняются без зеркала, в синхронном исполнении языком и рукой или двумя. 

 Конечная цель – добиться ощущения положения органов артикуляции без зрительного контроля.

Таким образом, использование элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, позволяет развивать кинестетические ощущения (ощущения положения органов артикуляции в пространстве), что является залогом формирования правильного звукопроизношения.

В ходе автоматизации звуков изолированно, взаимодействие «язык-рука» включается на звуковых дорожках, когда звук произносится изолированно.

 

В автоматизации звука в слоги используется тот же принцип, что и в изолированном произношении, но используется начало и конец дорожки. Предмет или животное, издающее нужный звук, движется к картинке с гласным звуком в начале слова. Получается слог  «Ж-ж-ж-ж-А»

 

Для автоматизации в сложных словах используются движения, разбивающие слова на слоги. Произнося слово, ребенок рукой имитирует птенчика, который на каждый слог открывает рот – «Ба-ра-бан-щик». То же можно сделать с перчаточной куклой, а так же для автоматизации звуков в предложениях и свободной речи.

Биоэнергопластика в виде пальчиковых игр, когда стихотворение сопровождается фигурами из пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики и координации движений, ускорению запоминания стихов, удлиняет речевой выдох, так необходимый для красивой, мелодичной, уверенной речи, а форма игры позволяет развивать связную речь и грамматический ее строй.

Таким образом, метод биоэнергопластики доступен как педагогам так и  родителям способ эффективной коррекции нарушений звукопроизношения,

Аксенова Марина Михайловна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ дс № 9 г. Бердск  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx863.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов биоэнергопластики

в процессе работы по коррекции речевых нарушений.

Работа по коррекции дефектов речи у детей в ДОУ – это составная часть логопедической работы. Такая сторона, как звукопроизношение, требует особого и, почти в каждом случае индивидуального подхода. Наряду со стандартными методами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей в нашем ДОУ мы применяем такой метод как биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным кандидата педагогических наук Ястребовой А.В., движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Многие ученые считают, что уровень развития речи детей значительно повышается при целенаправленном развитии мелкой моторики рук.  Биоэнергопластика может быть использована в коррекции звуковой стороны речи на разных этапах логопедического воздействия, таких как:

- развитие подвижности мышц речевого аппарата;

- постановка отсутствующего звука и его изолированное произношение;

- автоматизация поставленного звука в слогах, словах, предложениях и в свободной речи.

Принцип биоэнергопластики прост – куда рука-туда и язык.

Для развития мышц речевого аппарата служит артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются сначала перед зеркалом рукой, затем рукой и языком одновременно с контролем в зеркало, затем язык и рука движутся в противоположном  направлении, и, наконец, упражнения выполняются без зеркала, в синхронном исполнении языком и рукой или двумя.  

 Конечная цель – добиться ощущения положения органов артикуляции без зрительного контроля.

Таким образом, использование элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, позволяет развивать кинестетические ощущения (ощущения положения органов артикуляции в пространстве), что является залогом формирования правильного звукопроизношения.

Примеры упражнений артикуляционной гимнастики с элементами  биоэнергопластике:

 

       Кошка сердится

Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко.

Спинку выгнула дугой,

Сердится на нас с тобой.

(кончик языка упирается в нижние зубы, спинка образует горочку)

C:\Users\user\Desktop\0_8ea86_2269340e_XL.png

Часики

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

(язык выполняет ритмичные движения из стороны в сторону)

В ходе автоматизации звуков изолированно, взаимодействие «язык-рука» включается на звуковых дорожках, когда звук произносится изолированно.

Например:

«Комар летит» -  ребенок ведет пальчиком по траектории парохода и одновременно произносит изолированный звук – З-З-З-З.

C:\Users\Пользователь1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200319_143851.jpg

В автоматизации звука в слоги используется тот же принцип, что и в изолированном произношении, но используется начало и конец дорожки. Предмет или животное, издающее нужный звук, движется к картинке с гласным звуком в начале слова. Получается слог  «Ж-ж-ж-ж-А»

C:\Users\Пользователь1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200319_141301.jpg

Для автоматизации в сложных словах используются движения, разбивающие слова на слоги. Произнося слово, ребенок рукой имитирует птенчика, который на каждый слог открывает рот – «Ба-ра-бан-щик». То же можно сделать с перчаточной куклой, а так же для автоматизации звуков в предложениях и свободной речи.

Биоэнергопластика в виде пальчиковых игр, когда стихотворение сопровождается фигурами из пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики и координации движений, ускорению запоминания стихов, удлиняет речевой выдох, так необходимый для красивой, мелодичной, уверенной речи, а форма игры позволяет развивать связную речь и грамматический ее строй.

Таким образом, метод биоэнергопластики доступен как педагогам так и родителям способ эффективной коррекции нарушений звукопроизношения,

Аксенова Марина Михайловна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ дс № 9 г. Бердск  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, ру...

«Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают коррекционную работу по автоматизац...

семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся  с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...

Презентация "Использование нетрадиционной формы работы при коррекции речевых нарушений у детей".

quot;Использование нетрадиционной формы работы при коррекции речевых нарушений у детей"....