Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Куделина Юлия Юрьевна

 Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда – это содружественное взаимодействие руки и языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_elementov_bioenergoplastiki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов биоэнергопластики

в работе учителя-логопеда

 Куделина Юлия Юрьевна

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад «Родничок»

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, его общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма, а вследствие этого и другие школьные навыки и знания. Некоторые нарушения речи тормозят процесс саморегуляции, изменяют черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

ФГОС ДО выделил речевое развитие в отдельную образовательную область. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоничному развитию личности, устраняют препятствия для социализации и приобретения знаний.  Для успешного усвоения школьной программы необходима чистая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление недостатков звукопроизношения и их исправление является обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.

В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи. Функциональная дислалия – редкое явление у современных дошкольников. Обычно нарушения речи сочетаются с неврологической симптоматикой, поведенческими особенностями, нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Преодоление различных речевых нарушений – процесс долгий, кропотливый, который требует от логопеда и ребенка сосредоточенности, терпения, активизации внимания. Детям это дается довольно сложно, поэтому для поддержания эмоционально положительного настроя учителя-логопеды всегда в активном поиске новых форм, подходов и приемов коррекционной работы. Использование разнообразных нетрадиционных форм работы в дополнении к традиционным позволяет добиться эффективного желаемого результата.

Все авторы научных книг в области логопедии отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевых нарушений у детей, особое внимание необходимо уделять развитию тонких движений пальцев рук.

Новым, интересным и эффективным направлением этой работы является биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным А.В.Ястребовой и О.И.Лазаренко «движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме». В момент выполнения артикуляционных упражнений рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть, губы.

Использование элементов биоэнергопластики на логопедических занятиях позволяет:

  • поддерживать  эмоционально положительный настрой ребенка
  • повысить мотивационную готовность к занятиям
  • длительно удерживать интерес ребенка
  • достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и мелкой моторики.

Алгоритм применения биоэнергопластики:

  • артикуляционные упражнения выполняются традиционно
  • к выполнению артикуляционных упражнений присоединяется рука
  • для выполнения артикуляционных упражнений используются логопедические сказки, стихи, музыка.

Артикуляционная гимнастика – база коррекционного процесса для нормализации звукопроизношения. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Внедрение системы упражнений  предусматривает несколько этапов.

На диагностическом этапе проводится обследование строения и подвижность артикуляционного аппарата, а также подбирается комплекс артикуляционных упражнений индивидуально для каждого ребенка с учетом звуковых нарушений. Далее на подготовительном этапе артикуляционные упражнения выполняются по традиционной методике, перед зеркалом. Логопед сопровождает упражнения движением ведущей руки, ребенок же выполняет их только органами артикуляции. Следующий этап – основной. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по традиционной методике с подключением ведущей руки ребенка.  Для стимулирования интереса и придания эмоциональной окраски на руку ребенку одевается «живая» детская перчатка, а выполнение упражнения сопровождается ритмичным стихотворением. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнения, сопровождая показ движением кисти одной руки. Далее, когда мы видим, что ребенок точно удерживает артикуляционную позу, амплитуда движений увеличена, движения ведущей руки и артикуляционного аппарата согласованны,  к работе подключается другая рука, т.е. ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. И вот уже когда ребенок полностью освоит упражнения, в работе используются логопедические сказки, стихи, по сюжету которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением обеих рук. Задача учителя-логопеда на данном этапе следить за ритмичным выполнением упражнений, продолжая давать четкий образец  движения двумя руками, учитывая состояние моторики пальцев рук ребенка и согласованность действий с его органами артикуляции, чередовать медленный и быстрый темп выполнения упражнений, а также дозировано подбирать речевой материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Биоэнергопластика – интересный  и эффективный метод коррекционной логопедической работы. Систематическая работа с применением элементов биоэнергопластики способствует развитию зрительного и слухового внимания, памяти, зрительно-пространственной ориентировки, чувства ритма. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, при этом, не уменьшая, а увеличивая результативность. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно ведут к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, совершенствуется координация движений, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма. Все это является необходимыми предпосылками для успешной адаптации к школьной жизни.

Библиографический список:

  1. Краузе Е.Н. традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013
  2. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. – М.: Айрис-Пресс, 2015
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С. Основы дошкольной логопедии. ФГОС. – М.: Эксмо, 2015
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/06/18/bioenergoplastika-v-rabote-logopeda


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда

Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда в ДОО...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Использование элементов сказкотерапиив работе учителя-логопеда...

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...