Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии

Хорошее фонематическое восприятие - залог успешного овладения навыком чтения и письма. Без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и правильное произношение звуков. У детей с развитым фонематическим восприятием быстрее формируются навыки звукового анализа и синтеза. Они намного лучше воспринимают и различают окончания слов, общие суффиксы, предлоги. В своей публикации я рассскажу о настольных и интерактивных играх по формированию и развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Бушкова Любовь Николаевна

учитель-логопед ОГКОУ

Шуйский детский дом

Ивановской области

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

     Хорошее фонематическое восприятие - залог чистой речи и грамотного письма.

     Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение.

     При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.

     Из базовой литературы (Р.Е.Левина, Р.М.Боскис) известно, что причиной стойких, специфических нарушений письма и чтения у детей являются: нарушение фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

     Поэтому ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи и в подготовке дошкольников к школьному обучению отводят формированию фонематического восприятия.

   Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

      Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

    Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Учитывая, что ведущая деятельность дошкольников - игра, все занятия проходят в форме игры.

     

     На первом этапе в процессе игр и упражнений у детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки.

 «Угадай, на чем играли?»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Педагог знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и другими. За тем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

«Что ты слышал?»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать шумы природы на слух по их звучанию. Детям предлагается послушать звуки за окном или аудиозапись: шум дождя, ветра, плеск волн, пение птиц и другие, с одновременной демонстрацией соответствующих картинок (капли дождя, море с волнами, птицы и другие). При повторном прослушивании дошкольники должны определить, что они услышали, выбрав одну из предложенных картинок.

 «Угадай, что в коробочке?»

 Цель: научить детей дифференцировать шумы с незначительными по силе звучания различиями.

     На втором этапе дошкольников учим различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игра «АУ»

Дети стоят в кругу, водящий к ним спиной. Дети по очереди произносят «Ау», водящий отгадывает, кто его позвал. Усложнение: «ау» произносят то громко, то тихо.

«Кто сказал Мяу?» («Три медведя»)

Картинки: кот, кошка, котёнок. Меняя силу голоса, логопед просит отгадать, кто сказал «Мяу».

ИКТ «Игры для Тигры»

     На третьем этапе учим различать слова, близкие по звуковому составу.

«Верно или нет»

Детям раздаём два кружка (красный, зелёный). Если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем выставляем картинку банан и громко, чётко произносим звукосочетания панан, баман, паман, банан, бамам.

Мерсибо «Правильный банан»

«Найди пару»

Детям раздаются картинки, название которых отличаются одним звуком. Один из детей начинает игру, называя свою картинку. Тот, у кого находится картинка, название которой звучит похоже, должен отозваться и встать рядом. Игра продолжается до тех пор, пока не соберутся все пары.

Мерсибо «Птенцы в беде»

 «Подбери рифму»

Взрослый дает ребенку набор картинок, предлагает найти слова, похожие по звучанию, и разложить их парами.

«Внимательные ушки»

 Детям предлагается выполнить задание: если услышат слова со звуком «с», то дети должны хлопнуть в ладоши один раз, если услышат звук «ш» – хлопнуть два раза.

На четвёртом этапе учим детей различать слоги.

«Внимательные ушки»

Логопед произносит несколько слогов, например, ма-ма-ма-па-ма. Дети определяют, что тут лишнее.

«Повтори, не ошибись» Мерсибо Инопланетяне

Воспроизведение звукового ряда  со сменой ударного слога. (та-та-ТА, ТА-та-та, та-ТА-та)

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости - звонкости, по твёрдости – мягкости.

     На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, затем согласные звуки.

«Внимательные ушки»

Детям раздать картинки: волк воет-уууу, девочка плачет-аааа, лошадка кричит-ииии. Логопед произносит звук, ребёнок поднимает соответствующую картинку.

Мерсибо. Принцессы.

Меткий стрелок

ИКТ «Учимся говорить правильно».

     На шестом этапе у детей формируем навыки звукового анализа и синтеза.

 «Найди место звука в слове».

 Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

«Подбери картинку к схеме»

 Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

«Составь слово по первым звукам»

 Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков.

        В работе по развитию фонематического восприятия использую следующие компьютерные программы: «Игры для тигры», «Учимся говорить правильно», «Занимательная фонематика» МЕРСИБО. Создаю флипчарты в программе ActivInspire.

   Благодаря применению ИКТ пассивные дети привлекаются к активной работе, активизируются мыслительные процессы (анализ, синтез), познавательный интерес дошкольников, формируются определённые навыки работы на компьютере.

Литература:

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  2. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва «Просвещение», 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой  систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»

Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна  несформированность процессов инто...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....