Консультация для воспитателей по теме: "Речь воспитателя как образец для ребёнка"
консультация по логопедии

Голдобина Екатерина Геннадьевна

В консультации рассматриваются требования к речи воспитателя, который работает с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_vospitatelya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
«РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ РЕБЁНКА»

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умения, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Поэтому одной из важных задач воспитания и обучения детей в детском саду является обучение родному языку, развитие речи, речевое общение. Дети учатся, подражая взрослым; они перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей. Поэтому к речи, обращённой к детям, предъявляются дополнительные требования, отличающие её от
разговорно-бытовой, обиходной речи, где допустимы просторечные выражения, неполный стиль произношения, ситуативность, произвольный темп.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Однако устранить, выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недочёты как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, чтобы его речь стала выразительной, образцом для подражания?

Эти требования касаются всех сторон речи: звуковой, лексико-грамматической, орфоэпической, мелодической.

  1. Воспитатель должен обладать хорошей дикцией, т. е. ясным, отчётливым произношением всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при чётком и внятном произнесении слов и фраз. Чаще всего наша речь страдает небрежным произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные. Педагог должен придерживаться литературных норм произнесения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения.
  2. Дети учатся у взрослых тому, как передавать собственные наблюдения, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное содержание через передаваемую речь является необходимым качеством педагога. Доступность, понятность речи достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности ребёнка.

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно шире использовать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Но одновременно следует избегать и многословия, наслоения лишних фраз, что делает речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

  1. Правильный подбор слов и выражений обеспечивает точность, ясность, выразительность речи воспитателя.
  2. Речь воспитателя должна быть безупречной с точки зрения грамматики, морфологии, орфоэпии.
  3. Воспитатель должен уметь выразить в речи тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается в большей степени благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодики.

Стихи, сказки, рассказы, прочитанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать красоту родного языка. Монотонная речь утомляет слушателя, снижает интерес к содержанию текста. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Замедленный темп повышает отчётливость речи. Сказки, рассказы, стихи для детей должны читаться в более замедленном темпе, чем темп разговорной речи.

  1. Воспитатель должен в совершенстве владеть культурой речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать, речь его должна быть спокойной, уравновешенной, вежливой.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически точно построены фразы, если она интонационно правильно оформлена, если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учётом возраста детей. Такая речь есть один из главных показателей профессионального мастерства педагога.