Консультация для воспитателей на тему: «Речь ребенка в норме»
консультация (развитие речи, старшая группа) на тему

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуля­ционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня разви­тия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_v_norme.docx_may_2014.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Консультация для воспитателей на тему:  

                                                                «Речь ребенка  в норме»

В конце шестого года ребёнок достигает довольно высокого  уровня  развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве.

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить — правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. [1]  

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других — более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5л.), причем не у вceх детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 — 4 г.), другие усваивают их несколько позже (к 5 — 6 г.).

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. Условно процесс овладения речью проходит в три этапа:  

1) Развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела — коры головного мозга и периферического — органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.).

2) Развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна).

3) Наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое оформление речи, четкое и внятное произнесение звуков и слов. [2]  

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости, нарушения речи могут выражаться:

-   в неправильном произношении звуков,

-   в недоразвитии фонематического восприятия,

-   в бедности словарного запаса,

-  в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи       (в легких случаях, а в тяжелых — вплоть до полного ее отсутствия).

Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя  рассматривать  в  отрыве  от  общего  развития  ребенка. [1] 

Список использованной литературы

  1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Фомичева М.Ф.    Воспитание у детей правильного произношения. – М., Воронеж.: НПО «Модек»,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему: "Игры о нормах поведения в природной среде"

Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе....

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для родителей на тему: «Речь детей четвертого года жизни: норма, нарушения, приемы развития».

Информация способствует повышению уровня педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей четвертого года жизни....

Консультация для воспитателей по теме: "Речь воспитателя как образец для ребёнка"

В консультации рассматриваются требования к речи воспитателя, который работает с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей подготовительных к школе групп «Нормы ГТО для дошкольников»

С марта 2014 года в России возрождаются нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Его цель – привлечь как можно больше людей, ...