"Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, с целью обогащения и закрепления по теме6 "Перелетные птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pereletnye_ptitsy.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка»
КОНСПЕКТ НОД
фронтального занятия в старшей группе
«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
(развитие лексико-грамматических категорий и связной речи)
Подготовил:
Учитель-логопед Антоненко Н.Ф
2019 г.
Цель: закрепить знания детей о признаках весны и перелетных птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных;
- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- обогащать активный словарь детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь через составление рассказа о весне с опорой на коллаж, составленный детьми;
- закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что;
- закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением;
- развивать зрительное восприятие, мышление;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать культуру коммуникации, умение слушать педагога и товарищей;
- давать адекватную оценку своей и деятельности детей;
Оборудование: макеты берез, изображения перелетных птиц и зимующих птиц, наглядный материал для коллажа, фланелеграф, звездочки для оценки деятельности детей,
Ход занятия
I. Организационный момент.
(дети стоят в кругу)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- ребята давайте вспомним как нужно вести себя на занятиях.
(Дети хором отвечают)
1,2,3,4,5 Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.
II. Основной этап.
Сообщение темы занятия.
- Ребята я приготовила загадки если вы их отгадаете то узнаете тему нашего занятия. (Загадка о весне и о перелетных птицах)
Тает снежок ожил лужок
День пребывает
Когда это бывает?(весной)
Гости прилетают из теплых краев весной,
А летают осенью… (перелетные птицы)
- Молодцы отгадали загадки.
- Ребята, Каких перелетных птиц вы знаете?(Грач, жаворонок, скворец, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, дрозд, цапля, журавль, дикие гуси и утки)
-А почему их называют перелетные птицы?(Потому что они улетают в теплые края)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (Сегодня мы будем говорить о весне и перелетных птицах)
Сегодня мы с вами поговорим о весне ее признаках и о перелетных птицах. Каждый из вас вспомнит названия перелётных птиц. Мы вместе научимся отгадывать загадки, изменять и образовывать слова. За каждое правильно выполненное задание вы будете брать фишку
Если вы будете отвечать самостоятельно, правильно и полным ответом то вы берете красную фишку, если задание будете выполнять с моей помощью или с помощью товарищей, то зеленую фишку. Те кто наберет больше 5 красных фишек того мы наградим орденом "Умника" у кого будет больше 5 зеленых фишек тот получит орден "Знайка" и ему нужно будет еще потрудиться.
Я для вас приготовила картинки и предлагаю вам, ребята, выложить коллаж на фланелеграфе, используя только те изображения которые соответствуют признакам весны.
(дети выходят выбирают нужное изображение и выкладывают картину)
- ребята давайте посмотрим у нас тут остались картинки, почему вы их не использовали ?
( Рассматриваем оставшиеся и определяем почему не подходят)
- Посмотрите какая получилась красивая весенняя картина. Я предлагаю вам составить рассказ о весне. (дети поочереди называют по одному предложению)
Солнышко весной светит ярко и пригревает;
небо высокое, чистое , голубое безоблачное;
от теплых солнечных лучей на снегу появляются черные проталины, зеленая травка и первые весенние цветы;
на деревьях набухли смолистые почки;
снег тает и бегут веселые ручейки;
возвращаются из теплых краев перелетные птицы.
- Молодцы. Вы заработали свои первые фишки. Дети берут фишки и оценивают себя.
- А теперь я предлагаю вам прогуляться в лес и посмотреть, какие птички уже прилетели. Прежде чем мы с вами зайдем в лес я вам хочу напомнить, как надо вести себя в лесу?
Дети отвечают: не разговаривать, не шуметь в лесу, чтобы не мешать зверям, птицам не пугать их, нельзя ломать ветки, разжигать костер, топтать грибы, ягоды, мусорить в лесу.
- Молодцы.
А проводит нас в лес весенний ручеек.
(Дети берутся за руки, идут змейкой за педагогом под музыку. Дети проходят в ту часть группы, где оформлен уголок леса.)
- Ребята посмотрите как много прилетело перелетных птиц. Давайте скажем каких птиц в лес прилетело много. Продолжите предложение полным ответом.
Игра «Много кого?»
В лес прилетело много: грачей, жаворонков, скворцов, ласточек, соловьев, кукушек, дроздов, журавлей.
Молодцы. Дети берут фишки и оценивают себя.
Игра «Зимующие и перелётные птицы».
- Ребята пока мы вместе с вами называли птиц, все птицы собрались на одной полянке. Вам необходимо помочь птицам, разделить птиц на перелётных и зимующих. Зимующих птиц мы уже изучали поэтому вы легко справитесь. Поделимся на две команды. Одна команда будет выбирать перелетных птиц и посадит птиц с помощью прищепок на дерево с солнышком. А вторая команда посадит зимующих птиц на дерево со снежинкой. А потом мы поменяемся местами и проверим справились ли ваши товарищи.
- Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя..
Игра «Чей?Чья?Чьи?».
(дети переходят на полянку, полукругом стоят пеньки)
- Ребята, давайте присядем на пенек и рассмотрим задание , которое я для вас приготовила. На экране ноутбука будет появляться задание. Вам нужно будет назвать птиц и чья это часть тела изображена.
(на экране изображена птица и в отдельном квадрате выделена часть тела птицы)
- Ребята кто это? (Гусь) Чья это голова? (Это гусиная голова)
- Кто это? (Утка) Чей это клюв? (Это утиный клюв)
- Кто это? (Грач) Чья это голова?(Это грачиная голова)
- Что это? (Гнездо)Чье это гнездо? (Это гнездо птичье)
- кто это? (Гусь) Чей это клюв? (Это утиный клюв)
Логопед раздаёт фишки за правильные и полные ответы.
- Молодцы ребята. Дети берут фишки и оценивают себя.
Физкультминутка.
- А сейчас выйдем на полянку и полетаем как птички.
Дети выполняют движение под музыку. (Физминутка «Птицы пальчики»)
- Ребята присядем на полянке и поиграем. Мы будем учиться образовывать новые слова из двух предложенных.Отвечать будет тот, кому прикатится мяч.
Игра «Какой? Какая?».
(дети садятся на полянке в круг)
Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть на этой полянке и научиться образовывать новые слова из двух предложенных. Например: если у птицы длинные ноги, она длинноногая?
Отвечать будет тот, к кому прикатится мяч.
Если у птицы длинный клюв, она какая? (Длинноклювая).
Если у птицы длинная шея, она какая? (Длинношеяя).
Если у птицы большой хвост, она какая? (Большехвостая).
Если у птицы большие крылья, она какая? (Большекрылая).
Если у птицы большие глаза, она какая? (Большеглазая).
Если у птицы крупная голова, она какая? (Крупноголовая).
Если у птицы черная голова, она какая? (Черноголовая).
Если у птицы белая грудь, она какая? (Белогрудая).
Если у птицы красная грудь, она какая? (Красногрудая).
Если у птицы короткие лапы, она какая? (Коротколапая).
Дети берут фишки и оценивают себя.
- Молодцы ребята.
Игра «Угадай по описанию».
- А сейчас, вернемся на пенечки.
И мы поиграем в игру «узнай по описанию». Эта игра вам известна. Один из вас выбирает птицу, которую будет описывать, а остальные должны назвать о какой птичке рассказал ваш товарищ.
(Ребенок описывает птицу, остальные отгадывают)
- Молодцы. Дети берут фишки и оценивают себя.
Игра «Четвертый лишний»
(в руках у логопеда появляется конверт)
А птицы для нас то же приготовили задание. Давайте посмотрим, что в конверте.
На карточках четыре изображения вам нужно определить лишнее и рассказать, почему оно лишнее, полным ответом.
Дети берут фишки и оценивают себя.
- Молодцы ребята.
Игра «Назови ласково».
- Ребята нам пора возвращаться в сад. Давайте построимся парами.
(неожиданно над детьми пролетает птичка)
Посмотрите, ласточка прилетела и принесла мне конверт, а в нем картинки. Сейчас я их вам раздам. Все у кого есть картинка называют ее громко и четко. А ваш товарищ называет ее ласково. А потом поменяемся.
перо — перышко,
соловей — соловушка,
скворец — скворушка,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка,
цапля — цапелька.
Дети берут фишки и оценивают себя. Логопед помогает.
- Молодцы ребята.
- А теперь возвращаемся домой.
III. Итог занятия
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (Дети стоят в кругу. Ответы детей).
- Каких перелетных птиц мы сегодня повстречали в лесу?
- Какое задание для вас было интересным? (ответы детей).
- Что нового вы узнали?
- Что показалось вам сложным?
- Как вы думаете для чего вам пригодятся эти знания?
- А на следующем занятии мы поговорим о том чем питаются птицы и где живут.
- Домашним заданием будет наблюдение за птицами в парке.
- Мне очень понравилось, как вы занимались. Все очень хорошо постарались. Вы Молодцы.
- Давайте посмотрим какие фишки вы заработали. (Рассматриваем какие фишки набрали дети, обсуждаем и награждаем орденами)
Занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...