«Как стимулировать речевое развитие ребёнка?»
статья по логопедии

Быстрова Любовь Владимировна

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передаёт собеседнику при помощи жестов и мимики. Но львиная доля её приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение называется речью!

Ранний период развития речи  — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Но что же делать родителям, для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Ответ не сложен, важно придерживаться простых правил и более внимательно наблюдать за развитием ребёнка.

1. Старайтесь больше говорить с ребёнком, используя простые понятные предложения.

2. Говорите с малышом медленнее и громче, чем обычно говорите со взрослыми.

3. Говорите с ребенком преувеличенно эмоционально (ребенок интонацию и выражение лица «считывает» гораздо лучше, чем смысл слов).

4. Говорите о том, что происходит здесь и сейчас: «Ой! Дождь пошел!». Это помогает ребёнку понимать речь взрослого и реагировать на неё.

5. Сопровождайте речь жестами: «Смотри, собачка!» (показать пальцем).

6. Используйте «детскую» и «взрослую речь»: «Смотри, собачка! Аф-аф!». При этом не «сюсюкайте», искажая звуки, а говорите просто, но правильно.

7. Следуйте за инициативой ребенка. Говорите о том, на что ребенок смотрит или о том, что он взял в руки.

8. Старайтесь привлекать внимание ребенка к своему лицу, смотрите в глаза (приседайте, наклоняйтесь к ребенку)

9. Повторяйте за ребенком – то есть имитируйте все звуки или действия, которые производит ребенок, чтобы вовлечь его в игру по очереди. У ребенка от природы развита способность к имитации.

10. Повторяйте звуки, которые сказал ребенок, а затем добавляйте нормальное слово, которое подходит в этой ситуации: Ты сказал а-а-а! Молодец! Машинка! Ты хочешь машинку?

11.  Обращайтесь к ребенку, задавайте ребенку вопросы, но обязательно делайте после этого паузу длительность не менее 5 секунд, это очень важно, даже если ребёнок ещё не может ответить.

Во время паузы смотрите ребенку в глаза и выражением лица показывайте, что вы ждете ответа (брови приподняты, вопросительное выражение лица). Тем самым ребёнок привыкает к структуре диалога: если есть пауза, предполагается ответ. Отсутствие пауз в речи может серьёзно тормозить речевое развитие ребёнка.

12. Используйте альтернативные вопросы. Например, вместо: Ты будешь есть? – спросите: Ты будешь суп или салат? В качестве ответа может быть указательный жест (если тарелки с супом и салатом на столе), затем слово (тарелок с едой не видно).

13. Пока не появились слова, которые ребенок произносит сам, избегайте инструкций типа: «Скажи!», «Попроси!». Вместо этого давайте образец высказывания и делайте паузу, стимулируя ребенка повторить этот образец. Например, ребенок кричит, потому что хочет получить мяч. Вы берете в руки мяч (не отдаете сразу), смотрите ребенку в глаза, четко говорите: «Дай!» или «Дай мяч!». Делаете паузу 3 секунды. Потом отдаете мяч ребенку. Если ребенок во время паузы попытался что-то сказать – хвалите и отдаете мяч.

14. Комментируйте все, что происходит: «Я беру яблоко, мою его и кладу на тарелку …. Женя ест яблоко – ам, ам.

15. «Озвучивайте» все действия ребенка, как бы говорите за него. Говорите не только о действиях, но и о настроении, чувствах. «Жене весело? Да?»

16. Придумывайте «ритуалы» - события, которые происходят каждый день в определенной последовательности. Для ребенка важно заранее знать, что будет происходить дальше. Например, стучать в дверь, перед тем, как войти в ванную комнату «Тук-тук». Или говорить всем игрушкам «Пока-пока» и махать рукой, перед тем, как лечь спать и т.д. Таких ритуалов должно быть много. Избыток новой информации вызывает у ребенка стресс и тормозит развитие речи.

17. Читайте много раз одни и те же стихи и сказки, делая паузы 3 секунды в конце каждой строки:

Муха по полю ….. пошла

Муха денежку ….. нашла

18. Как можно чаще используйте ритм: двигайтесь под музыку, пойте, хлопайте в ладоши.

19. Совмещайте ритмичные действия и чтение ритмичных стихов. Например, качайте ребенка на качелях и читайте стихи Чуковского.

20. Стимулируйте вестибулярную систему ребенка: качайте на качелях, каруселях, качайте на фитболе, крутите в офисном кресле, подбрасывайте ребенка на коленях «По кочкам, по кочкам…», чаще ходите на детскую площадку.

И помните, что правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Рекомендуемая литература для родителей по теме:

  • Ефимов О.И., Ефимова В.Л. "15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи". - СПб.: "Издательство "ДИЛЯ", 2013.
  • Ефимов О.И., Ефимова В.Л. "Зачем ребёнку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детей". - СПб.: "Издательство "ДИЛЯ", 2017.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

развиваем пальчики стимулирующие речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществ...

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие» О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши п...

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие...

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие.

Советы родителям о развитии мелкой моторики....

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Необходимость развития моторики  рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного...