Познавательные формы работы учителя-логопеда с родителями
материал по логопедии (старшая группа)

Середина Нелли Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

«Познавательные формы работы учителя-логопеда с родителями»

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р. п. Дмитриевка 2022 г.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Ни для кого не секрет, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с тяжёлыми нарушениями речи имеет тенденцию ежегодного увеличения.

Этому способствует множество факторов. Самым пагубным, на мой взгляд, является отсутствие у родителей (законных представителей) специальных педагогических знаний, поэтому большая часть родителей просто не замечает, что у их детей присутствуют речевые дефекты и считает это нормальным явлением.

Нам хорошо известно, что родитель является опорой и образцом подражания для своего ребенка. Исходя из опыта работы, могу сказать, что ребёнок, чьи родители принимают активное участие в образовательном процессе, гораздо быстрее и без особых физических и эмоциональных затрат преодолевает свои проблемы, связанные с речевым развитием, чем те дети, родители которых пассивно и безынициативно «со стороны» наблюдают за ходом обучения и воспитания их детей педагогами детского сада.

Поэтому первостепенной задачей педагогов является ознакомление родителей (законных представителей) с необходимыми требованиями, условиями, методами обучения и воспитания детей, а также привлечение родителей в воспитательный процесс для достижения дошкольниками положительного результата в рамках коррекционно-образовательной деятельности.

Познавательные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников являются наиболее эффективными в решении данной задачи, так как способствуют появлению у родителей объективной оценки речевого и психического развития своих детей; формируют здравомыслящее суждение о необходимости и пользе выполнения домашнего задания с детьми; создают ответственное отношение к необходимости корректировки речи детей в условиях домашнего режима; способствуют возникновению идентичных взглядов и благожелательного взаимоотношения с учителем-логопедом, направленного на достижение общего успеха в коррекционно-образовательной работе.

           Часто в своей работе я применяю такие познавательные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями):

- тематические консультации;

- выступление на групповых и общих собраниях родителей;

- присутствие родителей на логопедических занятиях;

- индивидуальные консультации;

- семинары-практикумы

- тетрадь для домашних заданий

         1. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Темы консультаций: Родителям о речевом развитии детей дошкольного возраста; игры и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики, как заниматься с ребёнком летом; для чего нужна артикуляционная гимнастика? Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста; нарушение звукопроизношения и его коррекция в  условиях  дошкольного логопедического пункта, с пальчиками играем, речь развиваем,  значение воздушной струи в постановке звуков [Р], [Р’] и др.

2. Выступление на общих родительских собраниях.

Целью, которых является создание условий для привлечения родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Освящаю наиболее интересующие родителей вопросы: использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников, специфика работы ППк ДОУ, процедура обследования детей ПМПК и др.

- Выступление на групповых родительских собраниях – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания и речевого развития детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Они помогают объединить родителей, нацелить их на образовательную работу, активно включиться в процесс воспитания детей.

3. Присутствие родителей на логопедических занятиях, на которых родители знакомятся со спецификой коррекционной работы, учатся педагогическим методам и приёмам; полученные умения и навыки они смогут применить на практике в ходе работы со своим ребёнком.

4. Индивидуальные консультации с родителями. 

Целью, которых является создание условий для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Темы консультаций для родителей: Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ; рекомендации логопеда для родителей детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста; роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения; формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности (на логопедических занятиях); речевое развитие в норме; как выполнять артикуляционную гимнастику? Формирование основ речевой культуры дошкольников, Как мотивировать ребёнка на выполнение артикуляционной гимнастики? и др.

          5. Семинары-практикумы - это различные виды продуктивной деятельности, носят коррекционную направленность по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Темы семинаров-практикумов: работа над звукопроизношением детей, работа с родителями, воспитанниками по патриотическому воспитанию, новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой, сказка-выдумка и др.

6. Тетрадь для домашних заданий является главным связующим звеном между учителем-логопедом и родителями (законными представителями), которая помогает держать взаимосвязь. В ней можно задавать различные вопросы педагогу, делать пометки о качестве выполненных заданий дома. Тетрадь заполняется на каждом занятии, домой выдаётся на выходные и праздничные дни. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Таким образом, познавательные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями способствуют формированию внимательного отношения родителей к речи своего ребёнка, повышают психолого-педагогическую культуру родителей; стимулируют заинтересованность родителей логопедической работой, а главное, сокращают сроки постановки, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и способствуют улучшению речи детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

«Познавательные формы работы учителя-логопеда с родителями»

ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна

р. п. Дмитриевка 2022 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  

Ни для кого не секрет, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с тяжёлыми нарушениями речи имеет тенденцию ежегодного увеличения.

Этому способствует множество факторов. Самым пагубным, на мой взгляд, является отсутствие у родителей (законных представителей) специальных педагогических знаний, поэтому большая часть родителей просто не замечает, что у их детей присутствуют речевые дефекты и считает это нормальным явлением.

Нам хорошо известно, что родитель является опорой и образцом подражания для своего ребенка. Исходя из опыта работы, могу сказать, что ребёнок, чьи родители принимают активное участие в образовательном процессе, гораздо быстрее и без особых физических и эмоциональных затрат преодолевает свои проблемы, связанные с речевым развитием, чем те дети, родители которых пассивно и безынициативно «со стороны» наблюдают за ходом обучения и воспитания их детей педагогами детского сада.

Поэтому первостепенной задачей педагогов является ознакомление родителей (законных представителей) с необходимыми требованиями, условиями, методами обучения и воспитания детей, а также привлечение родителей в воспитательный процесс для достижения дошкольниками положительного результата в рамках коррекционно-образовательной деятельности.

Познавательные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников являются наиболее эффективными в решении данной задачи, так как способствуют появлению у родителей объективной оценки речевого и психического развития своих детей; формируют здравомыслящее суждение о необходимости и пользе выполнения домашнего задания с детьми; создают ответственное отношение к необходимости корректировки речи детей в условиях домашнего режима; способствуют возникновению идентичных взглядов и благожелательного взаимоотношения с учителем-логопедом, направленного на достижение общего успеха в коррекционно-образовательной работе.

           Часто в своей работе я применяю такие познавательные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями):

- тематические консультации;

- выступление на групповых и общих собраниях родителей;

- присутствие родителей на логопедических занятиях;

- индивидуальные консультации;

- семинары-практикумы

- тетрадь для домашних заданий

         1. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Темы консультаций: Родителям о речевом развитии детей дошкольного возраста; игры и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики, как заниматься с ребёнком летом; для чего нужна артикуляционная гимнастика? Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста; нарушение звукопроизношения и его коррекция в  условиях  дошкольного логопедического пункта, с пальчиками играем, речь развиваем,  значение воздушной струи в постановке звуков [Р], [Р’] и др.

2. Выступление на общих родительских собраниях.

Целью, которых является создание условий для привлечения родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Освящаю наиболее интересующие родителей вопросы: использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников, специфика работы ППк ДОУ, процедура обследования детей ПМПК и др.

- Выступление на групповых родительских собраниях – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания и речевого развития детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Они помогают объединить родителей, нацелить их на образовательную работу, активно включиться в процесс воспитания детей.

3. Присутствие родителей на логопедических занятиях, на которых родители знакомятся со спецификой коррекционной работы, учатся педагогическим методам и приёмам; полученные умения и навыки они смогут применить на практике в ходе работы со своим ребёнком.

4. Индивидуальные консультации с родителями.  

Целью, которых является создание условий для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Темы консультаций для родителей: Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ; рекомендации логопеда для родителей детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста; роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения; формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности (на логопедических занятиях); речевое развитие в норме; как выполнять артикуляционную гимнастику? Формирование основ речевой культуры дошкольников, Как мотивировать ребёнка на выполнение артикуляционной гимнастики? и др.

          5. Семинары-практикумы - это различные виды продуктивной деятельности, носят коррекционную направленность по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Темы семинаров-практикумов: работа над звукопроизношением детей, работа с родителями, воспитанниками по патриотическому воспитанию, новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой, сказка-выдумка и др.

6. Тетрадь для домашних заданий является главным связующим звеном между учителем-логопедом и родителями (законными представителями), которая помогает держать взаимосвязь. В ней можно задавать различные вопросы педагогу, делать пометки о качестве выполненных заданий дома. Тетрадь заполняется на каждом занятии, домой выдаётся на выходные и праздничные дни. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Таким образом, познавательные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями способствуют формированию внимательного отношения родителей к речи своего ребёнка, повышают психолого-педагогическую культуру родителей; стимулируют заинтересованность родителей логопедической работой, а главное, сокращают сроки постановки, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и способствуют улучшению речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Формы работы учителя - логопеда с родителями

Работа должна быть интересна для начинающих логопедов. В ней отражены различные способы работы с родителями:  индивидуальная консультационно - коррекционная работа, родительские собрания, мастер ...

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ

Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда  с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...

Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"

В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями.

Консультация о современных формах работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у старших дошкольников....

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями

Работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей определена как обязательная и входит составной частью в программы воспитания и обучения детей с нарушением речи. Руководствуясь д...