Нейрокоррекция в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Людмила Ивановна Глазунова

В этой презентации,я хочу поделиться, опытом использования элементов нейропсихологической технологии, которые я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных занятий.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:

-согласованность движений рук

- согласованность движений глаз

А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrokorrektsiya_v_rabote_uchitelya-logopeda.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейрокоррекция в работе учителя-логопеда ЛОГОПЕД ГЛАЗУНОВА Л.И

Слайд 2

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Слайд 3

Что такое нейрокоррекция ? Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования. Комплекс психологических приемов в рамках нейропсихологической коррекции направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др.) и их компенсацию. Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.

Слайд 4

Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение. Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Слайд 5

Нейрокоррекционные занятия включают в себя: - растяжки, - дыхательные упражнения, - глазо -двигательные упражнения, - упражнения для языка и мышц челюсти, - перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, - упражнения для развития мелкой моторики рук, - упражнения для релаксации и визуализации, - функциональные упражнения, - упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, - упражнения с правилами.

Слайд 6

Нейрокоррекция для кого? Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как: Детский аутизм ЗПР (задержка психического развития) ЗРР (задержка речевого развития) Алалия, дизартрия СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения) ДЦП ОНР Органические расстройства Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

Слайд 7

Нейропсихологические задачи: оптимизировать тонус тела через упражнения-растяжки; развивать умение координировать речь с движением; развивать тонкую и общую моторику; развивать произвольное и слуховое внимание; развивать мышление; оптимизировать тонус тела через упражнение – релаксация.

Слайд 8

Также нейропсихологический подход применяется и при обследовании детей. Наиболее подробно методы нейропсихологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет».

Слайд 9

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления: 1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций; 2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов. 3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Слайд 10

Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу.

Слайд 11

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи: Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только). Формируется правильное взаимодействие рук и ног. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Слайд 12

Способы проведения нейрокоррекции Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Слайд 13

В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения: растяжки; дыхательная гимнастика; комплекс артикуляционных упражнений; самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок; аурикулярный самомассаж; Глазо -двигательные упражнения; пальчиковые игры; кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения); Упражнения на балансире релаксационные упражнения; элементы логоритмики ; элементы фонетической ритмики; игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».

Слайд 14

1. Руки лежат на столе ладонями вверх, затем по команде меняем положение рук ладонями вниз. (усложнение хлопок) «Блины» И.п . – сидя, голова прямо, она неподвижна. руки перед собой, раскрыты, правая рука лежит ладонью вниз, а левая ладонью вверх, затем по очереди меняем положение правой и левой руки (по мере усложнения добавляем хлопок между сменой рук) Мама нам печет блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано. И едим их со сметаной. 2. Сидя. Руки на коленях ладонями вниз. Через хлопок меняем положение рук крест-накрест (правая рука на левом колене, левая рука на правом колене) 3. Сидя. Руки на столе. Правая ладонь сжата в кулак, левая ставится ребром. Далее по очереди меняем положение рук через хлопок. 4. Сидя. Руки на столе. На правой руке указательный и средний палец вытянуты вперед, остальные сжаты в кулак. На левой руке указательный палец вытянут вперед, остальные сжаты в кулак. Поочередно меняем пальцы рук (2-1-2-1) (усложнение через хлопок) Сидя. Руки на столе. Тоже самое 4-1-4-1 5. Руки перед собой, согнуты в локтях. Левая ладонь в кулак, правая раскрыта ладонью вниз, кончиками пальцев упирается в кулак. Поочередная смена (через хлопок). 6. «Локоть-колено». И.П. - сидя. По команде ребенок поднимает правую руку и левую ногу так, чтобы локоть и колено соприкоснулись. Далее работают левая рука и правая нога. По 5 раз каждой рукой 7. Глазодвигательные упражнения . И.п . – то же. Водим перед лицом ребенка мелким предметом, привлекающим внимание. Из стороны в сторону, вверх-вниз, знак бесконечности. Вырисовываем в воздухе фигуры, То же самое. Ловит мелкий предмет рукой и следит за ним глазами. Голова неподвижна .

Слайд 15

Дыхательные упражнения

Слайд 16

Упражнения для нормализации тонуса

Слайд 17

Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

Слайд 18

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).

Слайд 19

Пескотерапия Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Слайд 20

Формируется правильное взаимодействие рук и ног. Это правая нога, это левая рука, все мы четко выполняем, все движения мы знаем.

Слайд 21

Очень весело вдвоем, поиграть стаканчик –маракас-звоночек.

Слайд 22

Гладь мои ладошки еж, ты колючий , но и что ж. Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. 1.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика с массажным мячиком 2.Пальчиковая гимнастика с массажным мячом и работа на балансире

Слайд 23

Упражнения на развитие внимания. (применяются для увеличения объёма, развития избирательности, переключаемости и устойчивости внимания

Слайд 25

Использование нейро кубиков и нейро ложек

Слайд 26

Нейро переключалки и автоматизация звука

Слайд 27

Два карандаша беру, И рисую как могу. Рисуем двумя руками. Домашняя тетрадь Рабочая тетрадь «Альбом для супер развития мозга!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...

Нейрокоррекция на занятиях учителя-логопеда.

Нейрозарядка является одним из наиболее актуальных приёмов коррекции у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто имеют низкий уровень концентрации внимания, трудно...