ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
учебно-методический материал по логопедии
При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Понимание логопедической работы как логопедической реабилитации ввел в активный научный оборот доктор медицинских наук, профессор Юрий Андреевич Блинков. Не являясь педагогом, он и логопедию с точки зрения педагогики рассматривать не стал. В связи с тем, что ранее он много занимался вопросами социальной реабилитации людей с различными заболеваниями и отклонениями в развитии, он и к логопедической работе подошел именно в этом ключе.
При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к обучению (важному этапу социализации) особо важное значение имеет развитие речи. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления.
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается так называемая регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.
Регулирующая функция речи наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению.
Именно формирование регулирующей функции речи способствует развитию у ребенка возможности подчинять свои действия инструкции взрослого.
При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения.
Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он начинает воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.
Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений важное значение имеет правильная диагностика речевых расстройств.
Для обоснования методов логопедической работы важное значение имеет разграничение понятий «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речи. При нарушениях речи наблюдаются различные более избирательные отклонения от нормы процесса функционирования речевой деятельности.
При общем недоразвитии речи задачей логопедической работы является поэтапное формирование средств речевого общения с учетом уровня речевого развития ребенка.
На первом этапе обучения, когда ребенок практически является неговорящим, логопедическая работа начинается с расширения понимания речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Для успешности занятий особенно важно установить тесный эмоциональный контакт с ребенком.
Различными игровыми приемами ребенка следует побуждать к речевому общению, но ни в коем случае не принуждать, так как это вызовет речевой негативизм и еще больше задержит развитие речи. Одновременно у ребенка стимулируют звукоподражания и
общение с помощью аморфных слов — корней (машина — «би-би»; мишка — «ми» и т.п.). В это же время работают над пониманием речи.
Работа проводится в игровой форме. Причем, в начале логопедической работы логопед ориентирует ребенка на понимание целостных словосочетаний, подкрепляемых наглядными предметными действиями в конкретной ситуации. Широко используются ситуативные моменты режимных процессов.
Особенно продуктивно проводить первые логопедические занятия с ребенком в процессе совместной с ним игры. В процессе игры у ребенка стимулируют подражание, формируют так называемые отраженные действия: Сделай как я. Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, покатать мяч от взрослого к ребенку и обратно, выполнять по подражанию различные движения руками, вызвать звуковое подражание (Как мычит корова? Как лает собака? Как гудит машина? и т.п.).
Затем очень постепенно переходят к более систематизированным занятиям, на которых, кроме функции подражания, стимулируют развитие зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
Важно научить ребенка сортировке предметов по цвету, форме и величине, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции, затем показывать называемые предметы на картинках и выделять их на сюжетной картинке.
Важное значение имеет работа по развитию понимания речи. Ребенка учат понимать названия предметов и действий, а также вопросы: Покажи, где сидит зайка, Куда идет девочка? Кому мама дает мяч? и т.п.
Развитие понимания речи проводится систематически и последовательно и имеет очень важное значение в логопедической работе. При работе с неговорящим ребенком нельзя перегружать его пассивный словарь малопонятными для него словами.
Нужно стремиться, чтобы он показывал, а затем и называл предметы и действия в конкретной ситуации, в которой он находится.
Важное значение на этом этапе логопедической работы имеет развитие речевого подражания. Эта работа проводится одновременно с активизацией всей подражательной деятельности.
После того, как научили ребенка соотносить предметы и действия с их словесными обозначением, обогатили пассивный словарь ребенка, развили функцию речевого подражания, пора переходить к следующему этапу работы.
Целью этого этапа является развитие фразовой речи, прежде всего, двухсловного предложения, расширение объема понимания речи, обучению словоизменению и различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. Одновременно следует формировать начальные представления о количестве: один и много. Ребенок должен также научиться соотносить слова большой и маленький с величиной предлагаемых ему предметов различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных: Покажи, где мяч, а где мячи и т.п.
На этом же этапе стимулируют формирование первых форм слов. Вначале они могут проговаривать лишь ударный слог, в дальнейшем воспроизводить два и более слогов слитно. Постепенно ребенка учат объединять усвоенные слова в двухсловные предложения. На последующем этапе работы расширяется объем заданий по формированию двусловных предложений и понимания речи. Кроме того, ребенка обучают установлению грамматической связи между предметом и его действием, формируют простое предложение, развивают слоговую структуру слов. Учат ребенка делить слова на слоги,
сочетать число слогов с хлопками рук.
На дальнейших этапах работы расширяют объем предложений, особое внимание обращают на развитие понимания грамматических форм числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных. Ребенка учат строить предложения из
нескольких слов, отвечать на вопросы, сопоставлять грамматические формы слов, формируют слоговую структуру слов и работают по коррекции звукопроизношения, а также начинают разучивать простые стихи. Затем расширяют объем предложений и развивают связную речь.
Кроме общего недоразвития речи, наиболее частыми речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста являются расстройства звукопроизношения: дислалии, ринолалия и дизартрия.
При дислалии нарушение звукопроизношения имеет место при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют функциональную и механическую дислалию. При функциональной дислалии ребенок при нормальном речевом развитии с трудом овладевает нормативным произношением. При этом у него нет органических нарушений ЦНС, препятствующих нормальным движениям органов артикуляции.
Логопедическая работа при дислалии направлена на формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедические занятия должны проводиться регулярно и поэтапно. На подготовительном этапе ребенка постепенно включают в логопедическую работу, формируют установку на занятия, развивают произвольное внимание, операции сравнения. В процессе логопедической работы его учат различать фонемы, формируют артикуляторные умения и навыки. Работа проводится дифференцированно, в зависимости от формы дислалии, т.е. с учетом как специфики нарушений произношения, так и осознания звукового анализа и степени сформированности контроля за собственным произношением.
Однако во всех случаях важное значение имеет работа по формированию восприятия звуков речи. Ребенка учат опознавать и различать звуки речи.
Операции звукового анализа в начале работы проводятся на речевом материале с правильно произносимыми ребенком звуками. Ребенка учат узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого. Одновременно проводится работа над улучшением движений органов артикуляции и развитие ощущений этих движений. Важное значение имеет обучение ребенка выбору адекватной артикуляционной позы для произношения нужного звука.
Важно подобрать серию специальных упражнений на развитие и ощущение артикуляционных поз и упражнения по динамической координации речевых движений.
Разработаны серии специальных упражнений для губ и для языка. Важнейшими из них являются следующие:
- Упражнения для губ.
- Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объем движения, как при артикуляции звука и.
- Губы нейтральны, как при произнесении а.
- Губы округлены, как при о.
- Губы округлены, как при у.
- Чередование движений от а к и от а к у и обратно.
6). Плавный переход от и к а, от а к о, от о к у и обратно.
7) Артикулирование ряда с плавным переходом: и-а-о-у и в обратном порядке.
- Упражнения для языка.
- Кончик языка упирается в нижние резцы при оттянутых углах рта, спинка выгнута и направлена к верхним резцам.
- Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков (язык «желобком» или язык «трубочкой»). Ребенку можно помочь в выполнении этого упражнения, используя зонд или шпатель и, нажимая им на основание языка, попросить ребенка округлить губы.
- Язык поднят к верхним альвеолам, боковые края прижаты к коренным верхним зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.
- «Пощелкивание» или «игра в лошадки»: последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается к верхней челюсти, затем резко опускается в нижнее положение. В момент отрыва слышно щелкающее звучание.
Используется и целый ряд других упражнений.
В логопедии разработано много и других специальных упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики. Так, проводится игра-упражнение «Сказка о веселом языке». В этой сказке полость рта называется домиком языка, кончик языка — хвостиком, твердое небо — потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы — дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звуков — ветерком.
Все звуки ребенку преподносятся в виде песенок, которые поет Веселый Язычок. Каждая песенка языка связывается с определенным образом: звук з — с комаром, звук ж — с большим жуком, звук ш — с сердитым гусем, звук р с мотором самолета и т.п. Каждый звук связывается с соответствующей картинкой, а в старшем дошкольном возрасте — с буквой. Ребенка знакомят со звуками также в процессе чтения ему сказок. При этом его главное внимание обращает на слуховое восприятие отдельных звуков, связанных с конкретными образами: например, гусь шипит: щ-щ-щ..., самолет летит: р-р-р..., комар звенит — з-з-з... Ребенку также предлагается закрепление звуков в слогах, например, сигналит машина: би- би-би, пищит птенчик пи-пи-пи. Для закрепления правильного произношения проводят специальные занятия — тренировки. Закрепляется правильное произнесение звука в начале, в середине, в конце слова. Для закрепления звуков в речи подбираются специальные
рассказы, сюжетные картинки.
Важно научить ребенка правильно повторять за педагогом слова и предложения, отвечать на вопросы и самостоятельно пересказывать рассказ или сказку по серии сюжетных картинок.
Для закрепления звуков в речи полезно использовать специальные игры, в которые играют несколько детей. Это так называемые речевые игры, в которых сочетается коллективная речь с индивидуальной.
Наряду с работой над правильным произношением, важное значение отводится развитию фонематического восприятия. Эти упражнения тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции, так как дифференцированное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему конкретный образ из сказки или рассказа.
На втором этапе ребенка учат различению изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
На третьем этапе проводится работа по узнаванию звука в слове.
На четвертом этапе ребенка учат определять место звука в слове (в начале, в конце, в середине).
На пятом — ребенок учится различать на слух звуки в словах, близкие по звучанию или артикуляции (например, звонкие и глухие, свистящие и шипящие и т.п.).
И, наконец, на последнем этапе ребенка учат придумывать слова на заданный звук.
Некоторые авторы в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием рекомендуют применять цветовые сигналы (цветные кружочки). Хотя цветовое обозначение звуков является условным, оно должно быть обязательно стабильным. Например, звук с обозначается всегда кружком зеленого цвета, а звук ш — кружком красного цвета. Этот игровой момент вызывает у ребенка большой интерес к занятиям.
Рекомендуется также для работы над анализом предложения изготовить специальную кассу. На кассе (размер 100x50 см) нашито несколько рядов кармашков различной длины.
В эти кармашки вставляются полоски, обозначающие предложение, слова и слоги. В первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска-предложение. Затем идут два ряда по 3 кармашка для полосок-слов. В последнем ряду 3—4 маленьких кармашка для слогов, они находятся под полосками — словами в 3-м ряду.
Важное значение в работе по развитию речи придается специальным занятиям по сюжетным картинкам. Ребенок рассматривает картинки и отвечает на вопросы педагога. Все занятия по развитию речи дифференцируются в зависимости от возраста, характера речевого нарушения и уровня речевого развития.
Особую специфику имеет логопедическая работа, направленная на преодоление и предупреждение заикания. В настоящее время разработан комплексный подход к преодолению заикания. Он включает медикаментозное и психотерапевтическое воздействие, а также последовательную систему лечебно-педагогических мероприятий. Педагогическую часть комплексного подхода составляют специальные логопедические занятия.
Логопедическое воздействие осуществляется в двух основных направлениях:
прямое логопедическое воздействие, которое реализуется на групповых и индивидуальных занятиях;
косвенное логопедическое воздействие предполагает специальную организацию всех режимных моментов ребенка и особое отношение к нему окружающих, а также соблюдение речевого режима.
Важное значение имеет последовательность использования разных форм речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного проговаривания стихотворного текста. Ребенок специально готовится к упражнениям по воспитанию самостоятельной речи. Тщательно подбирается содержание речевого материала с учетом характера и степени выраженности заикания, уровня развития речи и интеллекта, возраста и специфики заикания. В настоящее время имеет место применение различных методик к преодолению заикания с учетом целого ряда факторов.
Однако, преодоление заикания всегда является комплексным лечебно-педагогическим воздействием. Важное место в преодолении заикания имеет психотерапия. Если заикание возникает в связи с острой психической травмой, то лечение следует начинать с «режима молчания» продолжающегося в течение 7—10 дней, с последующим очень постепенным включением ребенка в речевое общение.
Важно установить в семье заикающегося ребенка специальный «речевой режим» с ограничением речевой нагрузки, новых впечатлений. Все члены семьи должны пользоваться медленной, спокойной разговорной речью, особенно в присутствии ребенка. Необходимо исключить любые замечания и высказывания по поводу недостатка речи у ребенка.
Психотерапевтические мероприятия сочетают со специальным медикаментозным лечением. Используют различные седативные средства, успокаивающие микстуры, общеукрепляющие средства, комплексы витаминов, также по назначению врача применяют различные транквилизаторы и седативные средства: сибазон, элениум, пантогам и другие. Только после устранения общеневротических расстройств ребенка постепенно подключают к специальным логопедическим занятиям, широко используют логопедическую ритмику. Во время проведения всех педагогических и логопедических занятий необходимо избегать привлечения внимания ребенка к своему недостатку речи.
Практически опыт многих логопедов показывает, что заикание легче преодолевать в процессе малогрупповых занятий.
При преодолении неврозоподобного заикания используется более широкий спектр лекарственных препаратов, наряду с седативной терапией часто необходимо применение специальных лекарств, снижающих мышечный тонус в речевой мускулатуре, например, мидокалма, а также средств, нормализующих внутричерепное давление.
Важное значение в преодолении заикания имеет специальная музыкальная терапия, в частности, музыкальная ритмика, а также лечебная физкультура.
Музыкальная логопедическая ритмика включает несколько серий упражнений: упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания и памяти,
зрительного внимания и памяти, развитию чувства ритма, подражательной деятельности; специальные упражнения на развитие общей моторики, координации движений,
динамического праксиса.
Широко используются игры с пением, игры-инсценировки с музыкальным сопровождением, хороводы.
Особо важное значение придается специальным речевым упражнениям. Каждое упражнение должно быть тщательно подобрано и преподнесено ребенку так, чтобы у него не проявились речевые судороги. В наиболее тяжелых случаях тренировочные упражнения начинаются с сопряженно-отраженной речи.
Следующий этап работы — это вопрос-ответная речь. На этом этапе ребенок предпринимает первые попытки самостоятельного речевого общения. На начальном этапе работы взрослый задает ребенку вопрос и сам на него отвечает, а ребенок повторяет ответ. Обычно вопросы взрослого сопровождают предметно-практическую или игровую деятельность ребенка. Например, взрослый и ребенок рисуют дом. Взрослый комментирует свое действие словами: Я рисую дом, ребенок повторяет И я рисую дом. Затем эти речевые упражнения постепенно усложняются.
При преодолении заикания ребенка учат планировать и регулировать свою деятельность. Широко используются игры-инсценировки на сюжеты знакомых ребенку сказок, а также на бытовые темы, например, «Магазин», «День рождения» и др.
Преодолению заикания способствуют обучающие аудио-занятия.
Одним из важных принципов проведения занятий с заикающимися дошкольниками является последовательность упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.
Н. А. Власова предлагает различать 7 видов речи, которыми постепенно должен овладеть заикающийся ребенок:
сопряженная речь; отраженная речь;
ответы на вопросы по знакомой картинке; самостоятельное описание знакомых картинок; пересказ прослушанного небольшого рассказа; рассказ по незнакомым картинкам;
речь-беседа.
Эффективная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности разработана Н. А. Чевелевой. Эта методика включает в себя 5 этапов:
пропедевтический — организация поведения, слуховое внимание;
сопряженная речь — ребенок комментирует совершаемые им Действия. Ситуативность речи достигается постоянным зрительным контролем за своими действиями;
завершающая речь — описание уже выполненной работы или ее фрагментов; предваряющая речь — ребенок сообщает о том, что он будет делать.
На последнем этапе закрепляются навыки самостоятельной речи — ребенок рассказывает о всем процессе выполненной им работы.
Многими исследователями подчеркивается необходимость творческого подхода к работе с заикающимися детьми (В. И. Селиверстов, С. А. Миронова).
Последовательная система комплексной работы с заикающимися дошкольниками разработана Г. А. Волковой. Эта система включает следующие разделы:
методику игровой деятельности; логоритмические занятия;
воспитательные занятия;
воздействие на микросоциальную среду детей. Формирование предпосылок к обучению чтению и письму
Развивают умение отвечать на вопросы по самостоятельно прочитанным предложениям, соблюдать в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения, выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение, а также заучивать стихотворения наизусть, умение воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку.
Учат рисовать простые иллюстрации к рассказу или сказке.
Подготовка к обучению письму
Прежде всего ребенка следует научить умению правильно сидеть и держать ручку (карандаш), ориентироваться в тетради, замечать разлиновку и всегда начинать писать слева направо.
Затем ребенка учат правильному письму букв и дифференциации сходных по написанию. (л-м, т-п, и-ш, ц-щ, г-к, г-п, г-р, л-м, н-к).
Развивают моторику пальцев рук, тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев при помощи следующих упражнений: ребенок разглаживает лист бумаги ладонью правой, затем левой руки; соединяет концевые фаланги выпрямленных пальцев рук; учится противопоставлению большого пальца остальным; свободно сгибает и разгибает пальцы рук без движений кисти; сгибает пальцы каждой руки одновременно и поочередно; поочередно противопоставляет первому пальцу все остальные.
Проводится также ряд подготовительных упражнений с карандашом. Ребенка обучают правильному удержанию карандаша как при письме, тремя пальцами. Важно научить ребенка слежению глазами за движением пишущей руки.
Вначале ребенка учат ставить несколько точек на листе бумаги при правильном удержании карандаша, следят, чтобы рука не сдвигалась и не напрягалась.
Затем его учат проводить черту сверху вниз при правильном удержании карандаша — к себе, на то расстояние, на которое можно это сделать без движения кисти.
Подготовка к обучению чтению
При подготовке ребенка к обучению чтению полезно использовать различные пособия:
«Азбуку для дошкольников», «Магнитную азбуку», детские книжки с крупнопечатным шрифтом. Ребенка учат усвоению отдельных букв, умению их писать, слышать в слове отдельные звуки, умению выделять звуки из слова, соотносить понятия звук и буква, слово и предложение. Ребенок должен научиться выделять звуки в односложных словах с закрытым слогом, без стечения согласных (типа дом, кот и т.п.). Затем его учат анализу двусловных слов без стечения согласных (типа мама, река, лиса и т.п.), анализу односложных слов со стечением согласных в слоге (типа волк). Ребенок должен научиться делению слов на слоги, дифференцировать термины слово и слог.
Ребенка знакомят с предложениями, учат понимать смысл предложений и отвечать на вопросы о ком и о чем говорится в предложении, выделять предложения из рассказа, состоящего из 2—4 предложений, членить предложения на слова, дифференцировать термины слово и предложение.
Важно, чтобы ребенок правильно и отчетливо произносил изучаемые звуки, различал их на слух и в произношении, определял их место в слове, а также последовательность звуков и слогов в словах.
Затем ребенка учат анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать по слогам:
слова, включающие открытые и закрытые слоги; слова, включающие твердые и мягкие согласные; слова со стечением согласных.
Ребенка учат чтению по слогам слов и коротких предложений, написанных печатным шрифтом. Кроме того, его обучают составлению предложений и короткого рассказа по картинке и серии картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы
Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ
В связи с активизацией миграционных процессов, одной из актуальных проблем современной практики логопедии стала проблема обучения и воспитания дошкольников с русским неродным языком. В психолингвистик...
"Коррекция речевых нарушений на основе логопедической ритмики"
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей
Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представле-ний у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Дан...
Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у де-тей.
Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Данн...
Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР
Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР...