Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анцыгина Лариса Анатольевна
    Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представле-ний у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Данная проблема является актуальной, так как оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспри-нимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.
     Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрица-тельное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих пер-вичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальней-шем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие). Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познава-тельной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подго-товке их к школьному обучению 
     Система была разработана учителем-логопедом в 2004 году и успешно использова-лась, показав свою эффективность в работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях группы компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием.
     В связи с тем, что число воспитанников с нарушением речи растет и «молодеет», а узкие специалисты не могут охватить всех нуждающихся, в 2016-17 учебном году данная система была рекомендована к использованию в группах общеразвивающей направленности.
   Целью работы является актуализация проблемы образования лиц с ограниченными воз-можностями здоровья, возможности использования игровых упражнений для развития зрительно-пространственных функций детей в работы с разными категориями воспитан-ников. 
     Содержащиеся в данной работе рекомендации по формированию зрительно –пространственных функций у дошкольников с нарушениями речи могут быть полезны в кор-рекционно-развивающей работе педагогов с различной категорией детей, в том числе групп общеразвивающей направленности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_tezisam.docx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.  Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологи...

Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особен...

Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у де-тей.

  Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Данн...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех ил...

Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...