"Коррекция речевых нарушений на основе логопедической ритмики"
консультация по логопедии на тему
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
НА ТЕМУ: "Коррекция речевых нарушений на основе логопедической ритмики"
Провела: учитель - логопед Дроздова Р.Ш.
Москва 2013
Цель и задачи логопедической ритмики
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.
Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.
Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой — развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Структура и содержание занятий по логопедической ритмике.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма к основным моторной и речевой нагрузкам. В подготовительной части используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Широко используются вводные упражнения "Тропинка", "В парке", "Пойдем в огород", "На дачу" и другие. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право - и левостороннем направлениях движения, в маршировке спиной назад, к центру. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Музыкально - ритмические упражнения, например, "Едем к бабушке в деревню", "Танцуйте сидя", подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движений, мышечного тонуса.
Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- на развитие основных сторон внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счетные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
- пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- на развитие тонких движений пальцев рук;
- на развитие речевых и мимических движений;
- игры (статические, малоподвижные, подвижные.
Переход к основной части занятия осуществляется по мере готовности организма ребенка к восприятию физических и эмоциональных нагрузок. При этом переход должен быть логичным завершением подготовительной части, незаметным для ребенка, но настраивающим его на главный вид деятельности.
Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...
Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы
Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики»
Перед нами, специалистами, работающими с такими детьми, встала проблема – создать оптимальные условия одновременно для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфе...
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех ил...
Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР
Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР...