"Коррекция речевых нарушений на основе логопедической ритмики"
консультация по логопедии на тему

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ДОУ

НА ТЕМУ: "Коррекция речевых нарушений на основе логопедической ритмики"

Провела:   учитель - логопед Дроздова Р.Ш.

Москва 2013

Цель и задачи логопедической ритмики

   Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

   Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.

   Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

  Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.

  Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.

  Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой — развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике.

 

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

 Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма к основным моторной и речевой нагрузкам. В подготовительной части используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Широко используются вводные упражнения "Тропинка", "В парке", "Пойдем в огород", "На дачу" и другие. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право - и левостороннем направлениях движения, в маршировке спиной назад, к центру. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Музыкально - ритмические упражнения, например, "Едем к бабушке в деревню", "Танцуйте сидя", подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки,  тормозных реакций, координации движений, мышечного тонуса.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • на развитие основных сторон внимания;
  • регулирующие мышечный тонус;
  • счетные упражнения;
  • формирующие  чувство музыкального размера;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации движения;
  • на координацию речи с движением;
  • на координацию пения с движением;
  • слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • на развитие тонких движений пальцев рук;
  • на развитие речевых и мимических движений;
  • игры (статические, малоподвижные, подвижные.

Переход к основной части занятия осуществляется по мере готовности организма ребенка к восприятию физических и эмоциональных нагрузок. При этом переход должен быть логичным завершением подготовительной части, незаметным для ребенка, но настраивающим его на главный вид деятельности.

  Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы

Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...

«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики»

Перед нами,  специалистами, работающими с такими детьми,  встала проблема – создать оптимальные условия одновременно  для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфе...

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех ил...

Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР

Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР...