КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
консультация по логопедии

Келепури Светлана Валерьевна

Клиническая классификация (психолого-педагогические критерии). В неё входят:

  • Нарушения по формам речи;
  • Нарушения по видам речевой деятельности;
  • Нарушения по поражению звена порождения или восприятия речи;
  • Нарушений операций, включённых в речевую деятельность;
  • Нарушение средств оформления высказывания: языковые средства, произносительные средства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сопряжённая речь. «Осень»

Цели:     

  • учить слышать нормальную речь дефектолога, её нормальный ритм;
  • формировать у детей диафрагмальный выдох;
  • вырабатывать силу голоса;
  • упражнять в сопряжённой, чёткой, плавной речи;
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; 
  • закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных   признаках осени;
  • упражнять в употреблении в речи глаголов в разных временных формах;
  • учить использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • развивать наблюдательность, зрительное внимание.

Оборудование: Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением туч, дождя, ветра, грибов, клюквы, плаща, листопада, осеннего леса, сада; мячи по количеству детей; сюжетная картинка «Осень» и «Лето»; бумажные листья красного и жёлтого цветов на ниточке по количеству детей.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент: На доске сюжетные картинки «Осень» и «Лето». Логопед вместе с детьми рассматривают и сравнивают данные картинки между собой.                                                                

«Когда это бывает?» Логопед в 4 ряда на наборном полотне раскладывает предметные картинки, называя каждую из них. Затем вместе с детьми проговаривает стихотворение. Дети заучивают его наизусть.

Мы картиночки покажем

 И про каждую расскажем:

       Ветер, туча, дождь, грибочки,

Клюква, плащ и листопад,

                                                        Голый лес и голый сад,

                                                         Птицы к югу улетают…

                                                         Ну, когда это бывает?

II. Основная часть.

1. «Считалка»  Дети вслед за дефектологом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – 4 удара мяча ):

Дождик, дождик, ты не лей,

Ты нас, дождик, пожалей,

Мы хотим с мячом играть

И считалку рассказать.

 

2. Упражнение на формирования диафрагмального выдоха.

«Подуем на листочки» - делаем максимальный вдох, а затем -делаем глубокий выдох и дуем на листочки, держа их за ниточку. Щёки не надуваем.

3. «Осень в гости к нам пришла» Дефектолог читает четверостишие. Дети повторяют его и хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку – 4 удара):

        Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она,

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.

4. ИГРА «Ответь на вопросы»

                                                   Что делает? (дует)

                                                   Что сделает?   (подует)

                   ВЕТЕР                    Что делал?   (дул)

                                                   Что будет делать?   (будет дуть)

Игра повторяется со словами: дождь, листья, трава и др.

5. Упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания: « Ветер дует». Выполняется стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.  

                                Я подую высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

                                Я подую низко,  (руки перед собой, присесть и подуть)

          Я подую далеко  (руки перед собой, наклон вперёд, подуть)

         Я подую близко  (руки положить на грудь и подуть на них)

 

6. Дидактическая игра «Назови, что перепутал художник» : Дети вместе с дефектологом рассматривают сюжетную картинку и называют вслед за педагогом изображённые несоответствия.

 Физминутка: Логопед читает двустишия, а дети, повторяя, проговаривают их вместе с дефектологом, воспроизводят движения в соответствии с содержанием:

Мы идём с тобою в сад,

Там увидим листопад.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Туча по небу плывёт,

Туча дождик нам несёт.

Дождик капает и льёт,

Нам гулять он не даёт.

 

7. Дидактическая игра «Угадай слово»: дети повторяют вслед за дефектологом            

Ветер дует, а ветры ….                                                    Дождь моросит, а дожди ….

Птица улетает, а птицы …                                            Лист падает, а листья ….

                                                  Холод наступает, а холода …

                                                  Урожай созревает, а урожаи ...

 

8. «Осень»  Логопед рассказывает рассказ, дети повторяют его вслед за дефектологом.

 

Прошло лето. Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует ветер, идёт дождь. Стало холодно – люди надевают куртки, шапки, сапоги. Листья на деревьях желтеют, краснеют. Потом они падают на землю. Начинается листопад. Осенью появляются грибы, созревают клюква, овощи, фрукты. Это осенний урожай. Перелётные птицы улетают в тёплые края. А потом наступает зима.

 

9. Упражнение для работы над голосом. «Ветер» Упражнение выполнять без напряжения. Произношение ВВвввВВввввВВ, ввввВВВввввВВВВвввв с различной силой голоса.  (Ветер дует то сильно, то слабо).

 

10. Релаксационное упражнение«Дождь» - Выполняется сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохраняется во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

III. Заключительная часть: Подведение итога занятия. Домашнее задание: выучить стихотворение:

Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она,

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Классификация нарушений речи

      Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей исто...

Классификация нарушений речи.

Консультация для родителей...

Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация

У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...

Классификация нарушений речи.

Часто родители задают вопросы о нарушениях речи у детей. Остановимся на основных видах речевых нарушений. И что означают эти диагнозы. В настоящее время существуют две классификации речевых ...

Понятие "Тяжелое нарушение речи" и основные подходы к классификации

Речевые нарушения у детей – это большая группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики ребенка дошкольного возраста и влекут з...

Клинико- педагогическая классификация нарушений речи

Клинико- педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но ведущая роль отводится психолого- лингвистическим критериям....